Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Далай-Лама




Инь-Янь

Тибетский буддизм


Тибетский буддизм
Хотя среди сотен миллионов современных буддистов последователи тибетских традиций составляют менее 10%, влияние этой формы Учения больше, нежели можно предположить, исходя из чисел. Здесь сохраняются духовные и культурные богатства, унаследованные непосредственно от классического индийского буддизма, который, исчезнув на своей родине, приобрел второе рождение в "Стране снегов".
Активное проникновение буддизма в Тибет начинается в VII в. н.э., и вскоре борьба между монархом и крупными княжескими родами Тибета, претендовавшими на самоуправление, принимает вид борьбы двух религиозных идеологий: буддизма – новой религии царской семьи и бон – старой религии тибетцев, которой продолжали придерживаться противники царя. Бон – малоисследованная религия, возможно производная от иранского митраизма, – впоследствии испытала сильное влияние буддизма и восприняла многие из его идей и культовых форм, повлияв, в свою очередь, и на некоторые ритуалы старейшей из буддийских школ Тибета – Ньингма.
Гуру Падмасамбхава Традиция Ньингма берет начало в проповеднической деятельности индийских учителей Шантиракшиты и Падмасамбхавы, приглашеных в VIII веке тибетским царем Трисонг Децэном. Однако организационно самостоятельным направлением школа стала только в XIV веке, в результате деятельности Лонгчен Рабжампы (1308-1363). Учение Ньингма помимо общебуддийских доктрин содержит ряд специфических элементов, определяющих своеобразие этой школы. К их числу относятся:
1) преимущественное использование в религиозной практике 25-томного собрания так называемых "старых" (ньинг-ма) тантр, переведенных на тибетский язык еще в VIII-IX вв. (эти книги не были впоследствии включены в тибетский канон, Кагьюр, так как, позднейшие тибетские схоласты сомневались в их буддийском происхождении);
2) опора на непрерывную устную передачу учений Падмасамбхавы и других основоположников традиции, а также на обнаруживаемые время от времени до сих пор религиозно-философские сочинения "терма" (букв. "клады"), которые, как считается, были составлены древними учителями, но спрятаны ими до урочного времени;
3) признание вершиной религии доктрины "великого совершенства" (дзог-чен), которую его последователи считают иногда особым направлением в буддизме, настолько же превосходящим Ваджраяну, насколько последняя превосходит обычную Махаяну.
Ньингма и по сей день остается одной из четырех наиболее влиятельных школ тибетского буддизма, к числу которых относятся также Сакья, Кагью и Гелуг.
Традиция Сакья получила наименование по названию монастыря, основанного в 1073 г. Кончог-гьялпо, представителем знатного рода Кон. Доктринальное своеобразие Сакья-па состояло в использовании ряда "старых" (тиб.: ньинг-ма) тантр в сочетании с "новыми" тантрами, переведенными на тибетский язык Брогми (993-1074). В отличие от других существовавших в этот период традиций тибетского буддизма, Сакья-па была строго централизована, причем ее иерархи, будучи крупными феодалами, сочетали в своих руках светскую и религиозную власть, передавая ее по наследству одному из преемников мужской линии рода Кон. Преимущества такой тактики позволили школе постепенно взять в свои руки всю полноту власти в Тибете и удерживать ее почти 200 лет в XIII – XIV вв.
"Кагью" буквально означает "непрерывная линия передачи устных наставлений". В отличие от школы Сакья, сложившейся в этот же период как политико-религиозная организация влиятельного аристократического клана, Кагью, установившаяся в изустной передаче "новых тантр" от переводчика Марпы (1012-1097) к поэту-отшельнику Миларепе (1040-1123) и от него – к Гамбопе (1079-1153), была скорее реакцией протеста против политизации и институционализации буддизма. Основатели школы высмеивали напыщенную важность монастырских собраний и предпочитали проникать в глубины йогического опыта, живя в уединенных горных пещерах. Обособление Кагью от прочих буддийских сообществ Тибета и возникло потому, что ее последователи считали, что именно они, а не ученые начетчики унаследовали подлинные индийские традиции духовного совершенствования. Интересно также отметить, что, в отличие от организаторов Ньингма и Сакья, основатели Кагью происходили из небогатых и незнатных семей, далеких от властолюбивых амбиций. Тем не менее, со временем выросшая Кагью становится могущественной политической силой и в XVI-XVII вв. успешно соперничает со своими противниками в борьбе за власть над Тибетом.
Название школы Гелуг, возникшей в первой четверти XV века, происходит от названия монастыря Гадэн (тиб. dga'-ldan), основанного в 1409 г. выдающимся тибетским религиозным реформатором Чже Цонкапой (1357-1419). Реформы Чже Цонкапы имели целью преодолеть образовавшийся разрыв между крайностями схоластических и йогических направлений, поднять роль и влияние духовенства, вернуться к идеалам индийского монашеского буддизма. Влияние основанной Цонкапой школы быстро растет как в Тибете, так и в сопредельных странах, и в XVII в. Гелуг становится господствующей. Именно эта школа получила доминирующее значение в Монголии, а затем и в России.

А. А. Терентьев

 

вернуться назад