Нет войне! Миру - мир! |
|
||||
|
Закат буддийской империи Аюшеева: как Бурятия теряет духовную власть15.08.2024
В последние годы в буддийском сообществе России происходят тектонические сдвиги. Многолетняя гегемония Бурятии и Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) во главе с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым подходит к концу. На смену ей приходит новый игрок, Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ), базирующееся в Москве и возглавляемое молодым и амбициозным лидером геше Йонтеном (Сергеем Киришовым). Как и почему происходит смена власти в российском буддизме? Разбирается Бабр. Дамба Аюшеев возглавляет БТСР с 1995 года, вот уже почти 30 лет. За это время ему так и не удалось объединить всех буддистов России под своим началом. Его авторитарный стиль руководства, нетерпимость к другим школам и традициям буддизма, резкие выпады против оппонентов — все это привело к отчуждению многих общин и верующих. Буддисты Калмыкии, Тывы, некоторых районов самой Бурятии предпочли сохранить независимость от БТСР. Сказались и личные амбиции лидеров в регионах, недовольных тем, что Аюшеев единолично представляет российский буддизм перед федеральными властями. Политика самоизоляции и замыкания в рамках одной школы тибетского буддизма Гелуг завела БТСР в тупик. Пока Аюшеев раздражал буддийское сообщество своим деспотизмом, в Москве постепенно набирало силу Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ). Как сообщает «Новая газета», его создали еще в 2004 году при московском дацане «Тубден Шедублинг». Долгое время ЦДУБ оставалось в тени, сосредоточившись на развитии своего дацана и столичной общины. Ситуация изменилась, когда в 2021 году у ЦДУБ сменился учредитель, а в начале 2024 года организацию возглавил харизматичный 36-летний монах из Калмыкии геше Йонтен (в миру — Сергей Киришов). Имея опыт администрирования главного калмыцкого хурула и блестящее духовное образование, полученное в Индии, Йонтен взял курс на объединение разрозненных буддийских общин России под эгидой ЦДУБ. Отметим, Сергей Киришов также является членом Общественной палаты РФ и Общественной палаты Калмыкии. В отличие от Аюшеева с его ставкой на «чистоту» школы Гелуг, Йонтен сразу же начал проводить политику открытости и сотрудничества между всеми направлениями буддизма. Под крыло ЦДУБ стали входить общины школ Ньингма, Кагью, Дзен из разных регионов, в том числе и из Бурятии. Полный текст статьи по ссылке: https://babr24.com/?IDE=263604
|
|