Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

В память о Дэвиде Урубшурове

16.11.2023

Дэвид Урубшуров вручает танку, подаренную Его Святейшеством Далай-ламой, только что открывшемуся в Элисте Хурулу. 1990 г., Элиста. 

В Калмыкии наверняка помнят соплеменника из Нью-Джерси, Дэвида Урубшурова, который участвовал в организации первого в истории визита Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию. Дэвид ушёл из жизни 1 октября этого года в возрасте 75 лет, и в России это печальное событие, похоже, осталось почти незамеченным. Но так случилось, что встретившись лично лишь однажды в 1991 г. в Калмыкии, мы с ним довольно близко подружились в последние годы и много переписывались -  и о геше Вангьяле, и об организации первых визитов Его Святейшества Далай-ламы в США, а потом и в Калмыкию.  Дэвид много знал о непростой подоплёке этих событий и интересно об этом рассказывал.

Несмотря на то, что последние годы он уже много времени проводил в больницах из-за очень больного сердца,  он продолжал интенсивно писать и о геше Вангьяле, и о Далай-ламе, торопясь изложить на бумаге мало кому известные факты и подробности об их приездах. На меня произвели сильное впечатление просвечивавшие в его письмах мужество, с которым он переносил тяготы болезни, и преданность делу, которому он посвятил последние месяцы жизни, а также его тёплая благодарность тем, кто о нём заботился (таким человеком была, прежде всего, его супруга Виктория). Поэтому мне захотелось написать несколько слов об  этой яркой личности, волевом и хорошем человеке Дэвиде Урубшурове. Последнее письмо от Дэвида я получил 20 сентября – за 10 дней до его кончины, и в нём он напоминал мне о своей рукописи «Визит в Калмыкию», которую хотел опубликовать в России вместе с обширным предисловием, написанным им позднее – надеюсь, мы сможем выполнить это его желание.

Но надо сказать, что Дэвид остался в памяти не только соотечественников. Он был преданным учеником геше Вангьяла, получил от него при посвящении имя Дава Дракпа и некоторое время оставался буддийским монахом, а потом стал адвокатом и помогал тибетцам в США. Так, много лет он был членом правления «Международной кампании за Тибет», базировавшейся в Америке с самого её основания в 1988 году.

Посещение Его Святейшеством Далай-ламой затворного дома геше Вангьяла. 1981 год, Нью-Джерси. Геше Вангьял стоит рядом с Далай-ламой, а правая рука Его Святейшества на плече опустившегося на колено Дэвида Урубшурова. Слева от геше Вангьяла стоит бурятский геше Дава Сангпо, который много лет жил здесь с калмыками.

Родился Давид в лагере для перемещённых лиц в Баварии в декабре 1947, ему было четыре года, когда в 1952 году он попал в США со своей семьей, которая бежала, спасаясь от сталинистских репрессий в СССР. Они поселились в Нью-Джерси, где существовала уже небольшая калмыцкая община, и Дэвид рос, впитывая свою национальную культуру и религию. Став  адвокатом после окончания Монмаус Колледжа в Нью-Джерси и Антиохской юридической школы в Вашингтоне, с 1967 он работал попечителем монастыря (“Lamaist Buddhist Monastery of America”), созданного геше Вангьялом в 1958 году, а затем и Учебного центра тибетского буддизма (“Tibetan Buddhist Learning Center”). Геше Вангьял, который обучался в Тибете по направлению известного бурятского ламы Агвана Доржиева, был предан Его Святейшеству Далай-ламе и, оказавшись в Америке, не только много способствовал поддержке Тибета, но и оказал очень большое влияние на своих учеников. Многие из них стали буддистами, а также всемирно известными тибетологами и буддологами, например, проф. Джеффри Хопкинс и проф. Роберт Турман, д-р Александр Берзин, которые открыли Западу подлинный тибетский буддизм.

Продолжая дело геше Вангьела, в 1990-1991 году Дэвид участвовал в подготовке первого в истории визита в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Он также участвовал в разных буддийских инициативах в Монголии, а в 1990-х годах служил специальным советником монгольского правительства. Кроме того, обладая талантом журналиста, Дэвид до последних дней своей жизни выступал и писал в разных форматах о Калмыкии и Монголии. Джон Акерли, который на протяжении десятилетия был президентом «Кампании за Тибет», вспоминал: «Давид был неофициальным посланником калмыцкой, тибетской и монгольской эмигрантских общин, он осуществлял естественные связи между этими народами. Его юмор, улыбка и объятия привносили тепло везде, куда он входил...»  

Я думаю, что многие, кто встречался с Дэвидом в России подписались бы под этими словами.

Его Святейшество Далай-лама с Викторией и Дэвидом. 1981 год. 

Благодарю вдову Дэвида, Викторию, за эти фотографии, предоставленные ею для данной публикации.

 

А.Терентьев

 

вернуться назад