Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Вышла в свет электронная версия книги Андрея Терентьева о мадхьямаке — «Беседы о пустоте»

22.04.2022

Приобрести книгу вы можете в магазине издательства: https://vk.cc/cc5EPr

ВЫДЕРЖКА ИЗ ВВЕДЕНИЯ

Во-первых, я всех приветствую и хочу сказать, что начинаю этот курс с некоторым трепетом, потому что его тема — святая святых буддийского учения, самая глубокая, сердцевинная его часть.

Раньше мне даже не приходило в голову пытаться что-то об этом рассказывать, поскольку мы традиционно, когда начинаем изучать Дхарму, привыкли слушать, что нам говорят Учители, которые дают конкретную интерпретацию философских смыслов, и надо просто понять их и научиться смотреть на мир соответственно.

Но в последние десятилетия, когда я стал глубже изучать этот предмет и, в частности, прочитал книгу Рюэгга… Вот у меня есть фотография её автора — это Дэвид Сейфорт Рюэгг.

Этот исследователь мадхьямаки, мне кажется, был самым замечательным и широко мыслящим учёным в этой области (даже про мой любимый принцип дополнительности при трактовке мадхьямаки писал!). Книгу, которую я имею в виду, он опубликовал в 2000 году, и она посвящена истории мадхьямаки в Тибете. Благодаря этому исследованию я, наконец, осознал, что и у тибетских учёных были очень разные, совершенно разные понимания смысла пустоты, смысла мадхьямаки, смысла учения о срединности, и моя робость отчасти прошла. Я подумал, что раз эти умные люди старательно разбирались в философии мадхьямаки и не стеснялись публично высказывать и обсуждать своё понимание, то и мы, пытаясь освоить мадхьямаку, тоже должны заниматься собственными исследованиями, стремиться постичь, чему же, в конце концов, Будда учил, и не бояться самостоятельно думать об этом. Только так можно придти к правильному пониманию, пусть и через ошибки, исправлению которых поможет критика и обсуждение. Это с одной стороны.

С другой стороны, я с особенным чувством приступаю к этому курсу ещё и потому, что учение мадхьямаки было одним из ключевых моментов, которые привлекли меня к буддизму в целом. Когда я изучал историю философии на философском факультете Ленинградского университета, восточная философия вообще у нас не преподавалась, да и книг почти не было. Одной из немногих доступных тогда книг была «Индийская философия», написанная бывшим президентом Индии Сарвепалли Радхакришнаном. И когда, главу за главой изучая эту книгу, я добрался до Чандракирти, для меня это было как прозрение, как удар молнии: я почувствовал, что нашёл то самое глубокое, что искал по всей истории философии.

В дальнейшем, изучая другие философские системы, я этого мнения не изменил и нахожу, что философия мадхьямаки, даже вне контекста буддизма, помогает совершенно по-новому взглянуть на мир. Она открывает глаза на многие вещи, учит видеть в них относительность, отсутствие собственной сущности. Вот, например, смотришь телевизор: один говорит одно, другой — другое, и, благодаря даже начальному знанию мадхьямаки, теперь уже видишь, какие ошибки совершают выступающие, где они догматизируют свои взгляды, как правильнее сформулировать те проблемы, о которых они говорят.

Теперь расскажу, какой у нас план по этому курсу. Мы начнём с небольшого исторического введения, но особо не вдаваясь в детали: их так много, что курс было бы невозможно закончить. Сначала в общем поговорим о том, что такое мадхьямака, как она появилась и чем отличается от сходных учений; затем будем говорить о Нагарджуне, об источниках его идей; попробуем почитать некоторые основные тексты по мадхьямаке, потому что одно дело — говорить об этом, а другое — пощупать собственными руками, что говорил Нагарджуна, что говорят сутры Праджняпарамиты.

Мы прочитаем и обсудим некоторые места из основных произведений Нагарджуны. Затем пойдём по следам его учеников. У Нагарджуны были личные ученики — такие, как Арьядева, были ключевые комментаторы — Бхавивека (иначе Бхававивека, Бхавья), Буддапалита, Чандракирти, Шантаракшита, Шантидева. В Индии это, пожалуй, главные.

Затем мы перейдём в Тибет, посмотрим, как тибетцы понимали учение мадхьямаки — рассмотрим различные тибетские интерпретации этого учения, немного поговорим о теории «пустоты другого» — важном ответвлении на пути развития мадхьямаки. Обсудим ключевые разногласия между Цонкапой и другими тибетскими философами. Китайской мадхьямаки касаться уже не будем.

Наконец, мы дойдём до сегодняшнего дня, поговорим о том, как сегодня можно понимать учение о пустоте, и о тех параллелях с физикой (квантовой механикой), которые сейчас всё более заметны. Ну и по ходу дела нам придётся касаться самых разных проблем, таких, как возникновение Махаяны, теория «двух истин», проблем перевода и разных других вещей. Вот наш примерный план.

 

вернуться назад