Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Исцеление мира: первая проблема

06.04.2022

Думается, что проблема того, как принести больше пользы - медитациями и молитвами, или словами и действиями волнует многих из нас. Вот размышления одного далёкого от нас в пространстве, но близкого по мысли практиков Дхармы - этот материал перевёл И. Квашнин.

Исцеление мира: первая проблема
Автор: Хосе, М. Тирадо О-Зер Джамгон Дордже.
29 марта 2022

Хосе М. Тирадо. Церемония принятия прибежища. Снимок предоставлен автором.

Отправной точкой для меня на этом пути под названием «деятельный Буддизм» стали вопросы, которые я задавал в детстве, каждый вечер наблюдая, как война во Вьетнаме разыгрывается на нашем телеэкране: что значит быть буддистом, когда кто-то бомбит ваш район? Когда насилуют ваших матерей и сестер? Когда убивают твоих стариков? Когда сжигают ваши посевы, ваши дома и целые деревни, чтобы «спасти их»? Когда они вторгаются в вашу страну под предлогом «демократии» и вместо этого в итоге поддерживают тех, кто делает с вами такие вещи?

Позже я понял, что вопросы также нужно задавать исходя из перспективы близости к истине: что значит быть буддистом, когда ваши доллары, идущие на оплату налогов, поддерживают эти вещи? Что значит быть буддистом, если ваше общество закрывает глаза на собственную убийственную политику? Что значит быть буддистом, когда к твоим чернокожим друзьям относятся как к низшим людям? Меня тоже такие вопросы волновали.

Буддизм красноречиво говорил мне о многих видах страдания, которым мы все подвержены, включая «страдание страдания». Все это было хорошо, но я также хотел посмотреть, как эти учения могут остановить войну, облегчить обычные страдания бедности или дискриминации и помочь сделать общество более мирным и любящим, но также менее предвзятым, более приветливым и более равным. Я не извиняюсь за напряжения, которые подтолкнули меня к протестному движению, которые были вызовом несправедливости, всегда были против войны и неизменно остаются левыми по взглядам. Это все я. Но по мере того, как я продолжал свой собственный путь, я нашел способы объединить эти две нити моей жизни и обнаружил, что практика медитации — и обучение ей — может помочь мне в помощи другим, по крайней мере, достичь того места, где они могли бы столкнуться со своими собственными предубеждениями и моделями поведения, которые неявно, как только мы сходим с подушки для медитации, могут способствовать продолжению этих проблемных внешних проявлений человеческих страданий. Исцелить этот сломанный мир. Думать о том, как мы все участвуем в этом, и следовательно, мы все должны работать не только с внешними проявлениями, но и с первопричинами. Эти первопричины лежат внутри нас.

Моя встреча с Тхить Нат Ханом и то, как он назвал эти противоречия в своем «деятельном буддизме», побудили меня искать единомышленников, которые также боролись с этими дилеммами. Я поступил в Институт Наропы (ныне Университет Наропы), потому что они предлагали магистерскую программу именно в этой области. Я понял, что моя работа с общинами коренных жителей, беженцами из Центральной Америки, приютами для бездомных, антиядерными усилиями, защитой окружающей среды и, наконец, священником при больнице — все это может быть способами исцелять наш мир. И я убедился, что любой буддизм, оторванный от этих вопросов, для меня не буддизм.

Одним из преобразующих моментов для меня стала встреча с тайским буддийским монахом, который в прошлом был известным судьей и помог избавить свою общину от наркотиков и насилия. Я спросил его, почему он стал монахом, если так эффективно помогал положить конец таким серьезным проблемам в окружающем его мире. «Потому что я понял, что проблема окружающего мира находится во мне», — ответил он.

Как психолог и педагог, я провел большую часть из 50 лет, работая над объединением этих двух тенденций: глубокого внутреннего анализа и трансформации, которую культивируют буддийские практики, и внешних усилий по исцелению мира от его конкретных болей и серьезных практических последствий для окружающего меня мира. Я не был «успешным», если успех измеряется уверенностью.

Я все еще сомневаюсь. Сомневаюсь, что смогу на что-то существенно повлиять. Сомневаюсь даже, что мне стоит продолжать попытки, когда в этом возрасте так манит более спокойная, более созерцательная жизнь. Но я понимаю, что борьба с этими проблемами — это моя жизнь, и я всегда буду продолжать это движение то вперед, то назад. Подобно вдоху и выдоху, я буду двигаться вперед, когда увижу то, на что я могу положительно повлиять, и буду двигаться внутрь, осознав, что я лишен ориентиров, и мне необходимо найти честный баланс, центр, который поддерживает меня в борьбе.




«Чтение в бамбуковой роще» Тэнсё Шубуна. Изображение предоставлено автором

Думаю, тот монах был прав; проблема мира — это я, и работа над этой проблемой, внутренняя и внешняя борьба — моя главная задача. Исцеление боли от движения, которое уходит далекого в каком-либо одном направлении: изоляция и сосредоточение на себе в противоборстве погружению во внешние проявления страдания — это глубокая задача, которую я поставил перед собой.

Как же это соотносится с медитацией?

Как я понял, практика медитации может стать отправной точкой для взаимодействия с миром и его исцеления. Делясь этими практиками, я обнаружил, что в то время, как многие уходят с некоторым энтузиазмом по поводу буддизма, другие просто задаются вопросами, чтобы глубже увидеть, кто они такие, и отойти от жестких представлений о себе и других. Они кажутся чуть более податливыми, чуть более свободными, чуть более открытыми.

Эта открытость, я думаю, является местом, где наш мир начинает исцеляться.

Конечно этого недостаточно: нам все еще нужно бороться с нашей жадностью, которая убивает отдельные виды и рискует убить человечество. Нам все еще нужно работать над теми импульсами, которые устремляются к войне или воинственным намерениям. Нам все еще нужно снизить существующую позорную бедность и абсурдные представления о том, что одна человеческая жизнь стоит больше, чем другая.

Но если мы сможем открыть себя для того, чтобы видеть по-другому и набраться смелости, чтобы остаться там, смириться с болью и открыться безбрежности бесконечных возможностей, которыми мы все обладаем, мы начнем менять первую проблему мира.
Самих себя.

Спецвыпуск Buddhistdoor Global (Буддизм в мире, где есть разногласия). 2022

https://www.buddhistdoor.net/features/healing-the-world-the-first-problem/

 

вернуться назад