Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Война и буддизм 4: "Цель оправдывает средства"

04.04.2022

Эта крылатая фраза сейчас опять актуальна. Те, кто поддерживает "спецоперацию" в Украине, говорят, что если бы не она, то «скоро стало бы гораздо хуже». И это служит для них подспудным этическим оправданием происходящего.

Хочу порассуждать об этой непростой идее, ведь ею оправдывали многое в человеческой истории: и войны, и действия ордена иезуитов, и "красный террор", когда у нас в Финском заливе топили баржи с заложниками, и многое-многое другое.

Авторство фразы "цель оправдывает средства" приписывают и Никколо Макиавелли (15-16 вв.), и монаху ордена иезуитов Антонио Эскобару-и-Мендозе (XVI в.) и даже римскому поэту Овидию, жившему на рубеже первого века и сказавшему: «Exitus acta probat»: "результат оправдывает действие". Впрочем, авторство не так важно, важен смысл: имеются в виду прежде всего неблагие действия, ведь добрые дела оправдывать не надо. И худшее из неблагих дел, как мы знаем, – убийство. А худшее из убийств – массовое убийство, война.

В предыдущих заметках о войне и буддизме я затронул вопрос о том, как буддизм, резко осуждая убийство и насилие, всё же допускает исключения. Таков эпизод джатак, в котором сам Будда в одном из предыдущих рождений убил злодея, который хотел погубить 500 пассажиров корабля, - поскольку остановить иначе его было нельзя. Также мы прочитали слова Его Святейшества Далай-ламы, когда он говорил об относительно справедливом насилии: например, против бандитов, стремящихся убить твоих детей, или войнах против тех, кто пытается захватить твою страну и поработить твой народ, или против жестокого тирана собственного народа. И я упоминал вторичные обеты бодхисаттвы, прямо требующие совершать негативные действия речи и тела, когда без них невозможно защитить или спасти жертву, а наше сострадание заставляет нас действовать.

Казалось бы, всё сказано ясно. Какие могли бы быть сомнения в праведности войны, если бы какая-то страна напала на нас или собралась напасть? Но Украина, как известно, на нас не нападала. Однако некоторые считают, что она собиралась напасть на Донбасс и/или стать опасным плацдармом для угрожающего России НАТО. Лично я в это не верю, но, тем не менее, оспаривать такую вероятность здесь не берусь, так как не являюсь политиком и не владею полнотой информации. И всё-таки, даже если допустить, что это так, и в этом случае нам есть над чем призадуматься.

Я имею в виду следующий вопрос: «КОГО убивают?»

И в джатаках, и в последующей буддийской литературе обсуждалось, можно ли убивать преступника, опасного носителя зла. Но нигде и никогда, насколько мне известно, не обсуждалась проблема убиения невиновных, в частности мирных людей, которые оказались в зоне военных действий. И в старое доброе время никому даже не приходило в голову поднимать эту тему, – настолько было очевидно, что это нельзя делать.

Теперь давайте подумаем, неизбежно ли во время военных действий такое зло? И здесь встаёт сложная этическая коллизия: имеем ли мы право приносить в жертву невинных людей ради спасения других невинных людей? Кто сможет ответить на этот вопрос?

Вот Далай-лама, помню, не стал отвечать. В начале двухтысячных я присутствовал на международной конференции "Mind and Life" в Дхарамсале, где после завершения обсуждения какой-то научной темы участникам разрешили задать вольные вопросы Его Святейшеству, и кто-то из учёных сказал: "Представьте, что все мы стоим на площадке подъёмника высоко на горе, и вдруг оказывается, что если моментально не облегчить подъёмник, он сорвётся, и мы все погибнем. Единственный метод всех спасти – столкнуть вниз человека, стоящего с краю. Допустимо ли это?" Вслед за вопросом повисла пауза. Тогда я сказал: "Спрыгни сам!" – и все засмеялись. Но это была лишь глупая шутка, уводящая от проблемы. Ведь понятно же, что пожертвовать собой всегда благородно, однако вопрос был поставлен иначе: имеем ли мы право жертвовать другими? А Далай-лама тогда промолчал, – у него есть такая манера не отвечать на некоторые вопросы. Это такие вопросы, ответы на которые ты должен знать или найти сам.

Как сообщал "Коммерсант", помощник генсека ООН по гуманитарным вопросам Джойс Мсуя заявляла, что по состоянию на 27 марта на Украине погибли более 1,1 тыс. гражданских лиц, в том числе 99 детей. Детский Фонд ООН сообщил, что два млн. детей были вынуждены покинуть Украину.

И я вот думаю: если есть такие, кто считает, что и в данном случае цель оправдывает средства, - пусть они представят перед собой ещё живыми эту сотню украинских и русских детей (а на востоке Украины – в Мариуполе, в Харькове жило ведь очень много русских), и скажут им о своём мнении. Что, мол, "вы уж извините, мы совсем не хотим вас убивать, но рядом с вами прячутся злые дяди с автоматами, и если мы их и вас, всех вместе сейчас не грохнем, они могут потом пострелять наших солдат, которые должны завоевать ваш город ради безопасности нашей страны."

Нужна нам безопасность, завоёванная такой ценой? Не будут ли нам потом по ночам сниться глядящие на нас эти детские лица?

Неужели нельзя обойтись без гибели детей, память которых увековечена и "Аллеей ангелов" в Донецке, и детей, погибших по обе стороны линии разграничения за 8 лет взаимных обстрелов ДНР, ЛНР и Украины?

Может быть, всё-таки существуют другие средства установления мира, помимо обстрелов и "спецопераций"? Например, допуск отрядов миротворцев, которые контролировали бы линии противостояния пусть даже десятилетиями, пока рана конфликта не зажила бы? Объективное расследование и суд над теми, кто был повинен в насилии в зоне конфликта? Дипломатические и культурные усилия по достижению взаимного доверия, уступок, договоренностей сторон в украинском Донбассе и возвращения к мирной жизни?

А сейчас, когда Украина уже в первые дни после начала бомбёжек отказалась от вступления в НАТО, от иностранных военных баз, ядерного оружия - и перестала, таким образом, представлять потенциальную угрозу нашей стране - зачем продолжать военные действия, влекущие смерть детей, мирных жителей, да и военных? Неужели даже теперь дальнейшее решение проблем Донбасса и т.д. нельзя перевести в мирное русло?

Думаю, что можно, поэтому и выступаю за скорейшее, немедленное прекращение всех боевых действий в Украине, за мир.

А цель средства не оправдывает.

А. Терентьев
 

 

вернуться назад