Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Война и буддизм-3

25.03.2022

Все, наверное, понимают, что буддизм – учение о любви, мире и ненасилии, где убийство и причинение вреда другим существам является первым и самым тяжёлым из осуждаемых деяний. Будда делал всё, чтобы предотвратить войны, он не единожды вставал на пути войск, направлявшихся в чужие земли, и останавливал их. К сожалению, за 2500 лет существования Дхармы буддийские страны не раз вели войны, в которых даже монахи участвовали, забывая о своих обетах, воплотивших правила ахимсы ("невреждения") – это случалось и в южном, и в северном и в дальневосточном буддизме… Но это не значит, что печальные случаи нарушения основных буддийских обетов в истории человечества могут служить извинением для тех, кто действительно всем сердцем следует Учению Будды и при этом готов оправдывать ужасы войны. А о таком случае мы все недавно узнали: группа буддистов и "сочувствующих" из Ярославля написала письмо, поддерживающее военные действия на Украине: https://buddhismofrussia.ru/news/757/

И дело здесь не в том, что поддержку войны осуждают и сутры и наши духовные наставники, а в том, что нарушение коренных обетов - это тяжкая ошибка, нанесение громадного ущерба и другим и себе. Это шаг в сторону духовной деградации, а не развития – нечто прямо противоположное тому, чем мы занимаемся на буддийском пути. Напомню также, что и совершение убийства, и побуждение к совершению убийства, и соучастие (или одобрение убийства) несут одинаковую кармическую тяжесть (подробнее см., например, "Большое руководство к Пути Пробуждения", том 1, с. 271, другие авторитетные тексты, или хотя бы Википедию: "Пять священных заповедей") – то есть, поддержка военных действий – это почти то же самое, что убийство. Ведь такая поддержка сейчас способствует гибели тысяч людей.

Конечно, бывает, что насилие оказывается необходимым - в первой статье "Война и буддизм" (https://buddhismofrussia.ru/news/741/) приводился пример такого случая, описанного в Джатаках. Дополню, что в Махаяне насильственные действия (но не агрессивные мысли!) прямо предписываются во вторичных обетах бодхисаттвы (тиб. nyes byas) – см. "проступок 11: Из-за нехватки сострадания не совершать [для спасения других] дурные действия тела и речи". Здесь имеются в виду "10 дурных деяний" общие для Тхеравады и Махаяны, первым из которых является убиение, но никто не говорил, что допустимо нарушать 10-й из 18 коренных обетов бодхисаттвы: "Разрушать поселения" – что происходит ежедневно во время "спецоперации" на Украине. А там только до 20 марта, погибло по меньшей мере 925 мирных жителей, ещё 1496 человек получили ранения, говорится в сообщении Управления верховного комиссара ООН по правам человека. Среди погибших — 39 детей, среди пострадавших— 60. Для человека русской культуры, помнящего Фёдора Михайловича Достоевского, сказавшего устами Ивана Карамазова, что «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка», смотреть на эти цифры тяжко…

Однако в буддийской литературе есть разные трактовки того, как следует применять общебуддийские идеи к проблемам войны и мира и нам – как и всегда - надлежит думать самим, делать свой моральный выбор и нести за него ответ.
Думали об этом, конечно, многие – например, в 44-м номере "Буддизма России" мы опубликовали популярную для буддизма Тхеравады статью Шри Ланкийского генерала Ананды Верасекеры "Буддизм и воинский долг", большой материал для размышлений есть в статье Mahinda Deegalle "Norms of war in Theravada Buddhism", опубликованной в книге World religions and norms of war, United Nations University Press, 2009 и много где ещё. Для последователей тибетского буддизма особенно важна точка зрения на этот вопрос Его Святейшества Далай-ламы, которую мы уже не раз приводили – см., напр.: https://buddhismofrussia.ru/news/755/ . Его Святейшество напоминает нам о всеобщей взаимозависимости, в том числе о взаимозависимости в современном мире стран друг от друга; а понимание этого делает само понятие войны анахронизмом. Тем не менее, устаревшие понятия политиков ещё сильны, войны начинаются и в наши дни, и Далай-лама, хотя и является последователем Махатмы Ганди, тоже не исключает необходимости насилия абсолютно. Об этом он говорит и в книге "Этика для нового тысячелетия", опубликованной в 1999 году:

"Реальность современных военных действий такова, что они становятся похожими почти на компьютерную игру. Постоянно растущая сложность и изощрённость оружия превосходит воображение среднего человека. Разрушительные возможности такого вооружения настолько ошеломляющи, что какие бы аргументы ни приводились в пользу войны, все равно аргументов против неё найдется куда больше. Для нас могла бы быть почти простительной грусть по древним битвам. Ведь тогда, по крайней мере, враги встречались лицом к лицу. Страдания войны не отрицались. К тому же в те дни правители обычно сами вели в бой свои войска. Если правителя убивали, тем, как правило, заканчивалось и сражение. Но с усложнением технологий генералы стали предпочитать держаться глубоко в тылу. В наши дни они могут прятаться в тысячах миль от места военных действий, в подземных бункерах. При мысли об этом я готов даже вообразить себе “умную” пулю, которая умеет отыскивать тех, кто решил начать войну. Пожалуй, это было бы более справедливо; и на основании этого я мог бы приветствовать такое оружие, которое избирательно устраняет виновников войн, не задевая ни в чём не повинных людей."

Но такой "умной пули" пока что нет, и, более того, мы даже не знаем точно, кто (помимо наших омрачений) изначально виноват в происходящем и спорим об этом. Но ясно одно: с военными действиями надо кончать – довольно жертв. Прекратить огонь и договариваться!

Постскриптум:

Генеральная Ассамблея ООН сегодня приняла резолюцию, внесённую Францией и Мексикой, в которой осудила нападение России на Украину.
Было 140 голосов «за», и только пять голосов «против»: сама Россия, Беларусь, Сирия, Северная Корея, и Эритрея.
Ещё 38 стран воздержались, в том числе — Армения, Китай, Куба, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, ЮАР, Таджикистан.
То есть вовсе не только "Запад", а почти весь мир потребовал прекратить военные действия и сесть за стол переговоров.

 

вернуться назад