Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Далай-Лама




Инь-Янь

Война и буддизм-2

11.03.2022

Военная операция России на Украине, начатая 24 февраля, всколыхнула весь мир, – кажется, ни одна страна не осталась к этому равнодушной, эту агрессию осудили даже страны, названия которых я никогда не слышал, – и никто не одобрил, кроме военной хунты Мьянмы и пары-тройки им подобных. Уже погибли тысячи людей… В самой России каждый день продолжаются акции протеста, около 1500000 россиян подписали на Change.org петицию Льва Пономарёва, требующую немедленного прекращения военных действий, более 80000 подписей под аналогичным требованием собрала партия "Яблоко" – единственная в РФ партия, последовательно выступающая за мир. Письмо буддистов можно прочитать на https://buddhismofrussia.ru/news/751/ Письма других различных групп наших соотечественников собраны, например, на сайте https://we-are-not-alone.ru/. (Его, правда, кажется, заблокировали, как и некоторые СМИ - по непонятным основаниям: ведь статья 29.5 нашей Конституции прямо говорит:  "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Но также список протестных писем появился на другом сайте: https://holod.media/2022/02/27/otkrytye-pisma/).
В то же время многие наши сограждане поддерживают военные действия правительства, и раскол в обществе, наверное, углубляется.

Но здесь я хотел бы высказаться только об отношении буддизма к войне, поскольку споры об этом возникли даже в некоторых наших буддийских центрах.
Вот, например, глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев заявил, что молится за военнослужащих, участвующих в специальной военной операции на Украине и говорит «С нами Будда»" (см. https://buddhismofrussia.ru/news/748/).
Авторы публикации, а зачастую и другие журналисты называют Аюшеева  "главой буддистов России", но это недоразумение: БТСР - просто название самой большой в Бурятии централизованной буддийской организации, в которую входят и некоторые буддийские организации за пределами Бурятии. Но буддийские общества Тувы, Калмыкии и большинство российских буддийских организаций не имеют отношения к БТСР. Подробнее см. https://vk.com/wall-48840860_1598 Поэтому не следует думать, что Аюшеев выражает мнение всех буддистов России.

Для подлинных буддистов нет врагов, и молятся они не только о российских солдатах, но и обо всех страдающих и гибнущих в огне войны. Поэтому зря Аюшеев думает, что "Будда с нами" - нет, Будда всегда со всеми, и против военных действий.
Буддизм открыт для всех, поскольку направлен на освобождение ВСЕХ существ от страданий. Буддийские храмы и центры – не политические клубы, и в них порой ходят люди самых разных политических взглядов.

И когда мы утром садимся медитировать, мы прежде всего стараемся породить бодхичитту – исходящее из любви и сострадания ко всем существам стремление достичь состояния Будды. "Ко всем существам" – значит, не деля их на своих и чужих, друзей и врагов. Это основа основ учения Будды, уход от неё - отход от всего Учения. Все существа в нашем мире: русские, украинцы и американцы, "путинисты" и "либералы", и все прочие одинаково хотят избавиться от страданий, а в них, как известно, вовлекают "три яда": неведение, эгоистические желания и гнев. Вражда и страдания останутся в мире, пока мы не справимся с этими ядами, отравляющими наши души.

Но часто, когда мы встречаем людей с другой конфигурацией "трёх ядов", которая нам не нравится, в нас рождаются ненависть и презрение, и мы считаем их негодяями или идиотами. Мы забываем, что и они имеют природу Будды и стремятся к уходу от страданий. И хотя важно спорить и протестовать против зла, но у буддийски мыслящего человека противники тоже должны пробуждать не гнев, а сострадание, как у матери к ребёнку, который делает что-то вредное для других и себя.

Но что делать с людьми, чей затуманенный "тремя ядами" разум грозит жизни и здоровью других? Буддизм в целом разделяет общеиндийскую идею ахимсы – "непричинения вреда", и заповедь "не убий", как и в христианстве, стоит на первом месте в нашем нравственном кодексе.
Махатма Ганди писал, что "нет Бога кроме истины", а "единственным средством постижения истины является ахимса и …абсолютное видение истины может проистекать только из полного познания ахимсы". У нас это называют "методом великого сострадания". Однако буддийская этика допускает как исключение отказ от "непротивления злу насилием". Мы знаем это на примере истории из прошлых жизней Будды, где он убил разбойника, который иначе погубил бы 500 мореплавателей. Но важно не забывать, что уже тогда будущий Будда был провидцем, то есть ясно видел будущее и точно знал, что никакие другие способы воздействия на разбойника невозможны. В комментариях говорится, что только эти два фактора плюс альтруистическая мотивация могут быть оправданием нарушения нравственного принципа "не убий".
Военное вторжение на территорию независимого государства, при котором гибнет множество людей, конечно, такими критериями не оправдать.

"Война как способ решения конфликтов устарела!" – постоянно говорит лауреат Нобелевской премии мира Его Святейшество Далай-лама. О войне он высказывался многократно, например, в "Этике для нового тысячелетия":
"Хотя, как это ни парадоксально, целью большинства военных кампаний является мир, на деле война похожа на огонь в человеческом сообществе, огонь, питаемый человеческими жизнями... Мы не можем осознать, что сама природа войны - холодная жестокость и страдание. Печальная правда состоит в том, что мы живём в таких условиях, при которых война воспринимается как нечто волнующее и даже почётное... Мы воспринимаем убийство как нечто ужасное, но война в нашем уме не связывается с преступлением…

Больше всего в наши дни от войны страдают совершенно невинные, - и не только семьи тех, кто сражается, но в гораздо большей степени простые граждане, часто вообще не имеющие отношения к конфликту. Даже после того, как война заканчивается, продолжаются огромные страдания..."
Его Святейшество Далай-лама – последовательный противник войн, считает себя последователем Махатмы Ганди.

Недавно я получил письмо из Одессы, автор которого пишет: "… практика медитации сейчас сильно нарушилась, не могу даже на дыхании сосредотачиваться, т.к. сильное внутреннее переживание и вздрагиваю от каждого шороха или воздушной тревоги. Положение у нас сейчас в стране бедственное, люди впадают в агрессию, депрессию, истерию – аффекты и омрачения, если по-буддийски. Даже самые духовные и благостные священники призывают браться за оружие и убивать врагов – русских. Все мгновенно отбросили свои духовные учения и стали обычными людьми. Вот так наш опыт показывает, как сложно на самом деле преобразиться человеку и стать лучше. Легко быть святым, когда всё хорошо и очень сложно «возлюбить врагов ваших».

Конечно, украинцы не святые люди, много бед нам принёс воинствующий национализм. Но что это за карма нашей страны проявляется сейчас и будет в будущем – неведомо. Гибнут в сражениях люди и мирные жители. Верующие христиане говорят, что все они попадут в рай. Но с буддийской точки зрения умирать в страхе, ужасе, отчаянье очень плохо..."

Я пишу обо всём этом для того, чтобы те, кто считает себя буддистом и, тем более, последователем Далай-ламы, ясно осознавали, что, поддерживая войну, они вступают в прямое противоречие с основами Дхармы и со своими духовными наставниками.
В этом отношении неважно, считаем ли мы виноватым Зеленского, Путина, Байдена, или кого-то ещё. Важно понимать, что метод военных действий для решения накопившихся проблем с точки зрения буддизма неприемлем.

Поэтому, главная практика для нас сейчас, как и раньше – развитие любви и сострадания. Его Святейшество Далай-лама сказал, что каждый день молится за установление мира в Украине, и добавил: *"За всеми войнами и убийствами в истории человечества стоят гнев и ненависть, привычка делить мир на своих и чужих. Корень зла - эгоцентризм, страх и невежество, и главная задача для каждого - работа именно с этими "демонами".*

Большинство буддистов России считают себя учениками Далай-ламы. Но быть учеником Далай-ламы - большая ответственность, ведь для всякого буддиста исполнение наставлений Учителя это главная практика. Не дадим же ненависти, гневу и эгоизму - личному и коллективному - овладевать нашим умом, какими бы громкими словами не убеждали нас сторонники насилия!

Махатма Ганди говорил о том же:  "... внутренняя кротость и желание добра противнику должны проявляться в каждом действии сторонника сатьяграхи – ненасильственного сопротивления". И сейчас, когда военные действия на Украине и связанные с этим события порождают цунами гнева и ненависти, нам крайне важно помнить о цели и коренной сути Учения Будды - избавлении от страданий всех существ. Всех, а не только своей семьи или своей страны!
Отход от этой установки - это отход от Дхармы, падение, которое сейчас так легко допустить. Будем же помнить об этом, каких бы политических взглядов мы ни придерживались!

Андрей Терентьев

 

 

вернуться назад