Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Война и буддизм

27.02.2022

Военная операция России на Украине, начатая 24 февраля, всколыхнула весь мир, – кажется, ни одна страна не осталась к этому равнодушной, эту агрессию осудили даже страны, названия которых я никогда не слышал, – и никто не одобрил. Уже погибли сотни людей… В самой России каждый день продолжаются акции протеста, около 800000 граждан подписали петицию, требующую немедленного прекращения военных действий. В то же время многие наши сограждане поддерживают действия правительства, и раскол в обществе, наверное, углубляется.

Но здесь я хотел бы высказаться только об отношении буддизма к войне, поскольку споры об этом возникли даже в некоторых наших буддийских центрах. Ведь буддийские центры – не политические клубы, и в них входят люди самых разных политических взглядов. Буддизм открыт для них всех, поскольку направлен на освобождение ВСЕХ существ от страданий.

И вот, когда мы утром садимся медитировать, мы прежде всего стараемся "породить бодхичитту" – исходящее из любви и сострадания ко всем существам стремление достичь состояния Будды. "Ко всем существам" – значит, не деля их на своих и чужих, друзей и врагов. Это основа основ учения Будды, уход от неё - отход от всего учения. Ведь все существа в нашем мире: русские и американцы, "путинисты" и "либералы", и все прочие одинаково хотят избавиться от страданий, а в них вовлекают "три яда": неведение, эгоистические желания и гнев. Так вражда и страдания остаются в мире, пока мы не справимся с этими ядами, отравляющими наши души.

Но когда мы встречаем людей с другой конфигурацией "трёх ядов", чем у нас самих, она нам не нравится, в нас рождаются ненависть и презрение, и мы считаем их негодяями или идиотами. Мы забываем, что и они имеют природу Будды и стремятся к уходу от страданий. А если в конкретной ситуации правы мы, а не наши "злые противники", то, хотя важно спорить и протестовать против зла, но эти противники у буддийски мыслящего человека должны пробуждать сострадание, как ребёнок, который делает что-то вредное для других и себя.

Но что делать с людьми, чей затуманенный "тремя ядами" разум грозит жизни и здоровью других? Буддизм в целом разделяет общеиндийскую идею ахимсы – "непричинения вреда", и заповедь "не убий", как и в христианстве, стоит на первом месте в нашем нравственном кодексе. Но буддийская этика допускает как исключение отказ от "непротивления злу насилием", на примере истории из прошлых жизней Будды, где он убил разбойника, который иначе погубил бы 500 мореплавателей. Но! Уже тогда будущий Будда был провидцем, то есть ясно видел будущее и точно знал, что никакие другие способы воздействия на разбойника невозможны. В комментариях говорится, что только эти два фактора плюс альтруистическая мотивация могут быть оправданием нарушения нравственного принципа "не убий".
Военное вторжение на территорию независимого государства, при котором гибнет множество людей, конечно, такими критериями не оправдать.

"Война как способ решения конфликтов устарела!" – неоднократно говорил лауреат Нобелевской премии мира Его Святейшество Далай-лама. О войне он высказывался многократно, например, в "Этике для нового тысячелетия":
"Хотя, как это ни парадоксально, целью большинства военных кампаний является мир, на деле война похожа на огонь в человеческом сообществе, огонь, питаемый человеческими жизнями... Мы не можем осознать, что сама природа войны - холодная жестокость и страдание. Печальная правда состоит в том, что мы живём в таких условиях, при которых война воспринимается как нечто волнующее и даже почётное... Мы воспринимаем убийство как нечто ужасное, но война в нашем уме не связывается с преступлением…

Больше всего в наши дни от войны страдают совершенно невинные, - и не только семьи тех, кто сражается, но в гораздо большей степени простые граждане, часто вообще не имеющие отношения к конфликту. Даже после того, как война заканчивается, продолжаются огромные страдания..."
Его Святейшество Далай-лама – последовательный противник войн, и даже тибетские партизаны, которые вели, казалось бы, справедливую войну против оккупировавших Тибет китайских войск, получили от него письмо с просьбой прекратить военные действия и не смогли ослушаться и последовали его указанию. Хотя несколько из них предпочли покончить с собой…

Я написал об этом для того, чтобы все, кто считает себя буддистом и, тем более, последователем Далай-ламы, ясно осознавали, что, поддерживая войну, они вступают в прямое противоречие с основами Дхармы и со своими духовными наставниками.

В этом смысле неважно, считаем ли мы виноватым Зеленского, Путина, Байдена, или кого-то ещё. Важно понимать что метод военных действий для решения накопившихся проблем с точки зрения буддизма неприемлем! 

Андрей Терентьев

 

вернуться назад