Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Далай-Лама




Инь-Янь

4 октября после операции на сердце скончался известный специалист по Нагарджуне Кристиан Линдтнер

12.12.2020

Dr.Phil. Christian Lindtner 1949 – 2020
Danmarks Frihedsraad



In memoriam Dr.phil. Christian Lindtner
1949 – 2020

Povl H. Riis-Knudsen

"Кристиан Линдтнер родился в хорошей семье и с его классическим образованием, уникальным талантом он мог стать кем угодно. Сначала он учился классической филологии, но когда обнаружил, что это слишком легко, он посвятил себя санскриту и пали и изучению индийских религий, включая буддизм. Академическая карьера привела его, в том числе, в Вашингтонский университет в Сиэтле и на должность в Копенгагенском университете. Однако классические исследования уже тогда находились под угрозой, и постепенно индология полностью исчезла из университета. Линдтнер также не был скромным лакеем правящих, и в конце концов он вступил в битву с ректором, которого он постоянно в письмах открыто называл ректором Марксизимусом Сатаной. Конечно, все должно было закончиться плохо, и когда он получил уведомление об увольнении, он ушел на пенсию, чтобы стать тем, что по-немецки называется Privatgelehrter. Он опубликовал бесконечное количество научных работ, посещал научные конференции и выступал в качестве лектора во всем мире. Сегодня он считается одним из важных мировых экспертов по буддизму.

В своей работе он неустанно руководствовался постоянным поиском истины в последней инстанции, куда бы эти поиски ни привели его. Это было совершенно очевидно, когда Кристиан Линдтнер бросился в сторону ревизионизма Холокоста, спровоцированного очень скудной литературой по этой теме. Тогда он посетил печально известную конференцию в Тегеране, где ему было поручено тщательно исследовать этот вопрос. Он сделал это, и не только пришел к выводу о том, что историки-ревизионисты изменяли источники, но и обнаружил, что существует большое количество материала из немецких источников. Поэтому Кристиан Линдтнер последовал своей совести и научному чутью, и с его обычным остроумием, которое могло быть принято не всеми, он избавился от громких имен ревизионизма.

Его, к сожалению, последним крупным проектом стало тщательное изучение истоков христианства. Он в совершенстве владел не только латынью и греческим, но и языками буддизма, санскритом и пали (помимо тибетского и китайского). Он смог показать, что Евангелия Нового Завета по сути являются копией некоторых древних буддийских священных писаний - вплоть до мельчайших лингвистических деталей. Это привело его к столкновению с духовенством страны и не в последнюю очередь с епископами. Он рассматривал бархатные животы церкви как шайку полуобразованных грабителей, которые просто цепляются за свои должности и отказываются исследовать то, о чем проповедуют каждое воскресенье. Как сказал ему один теолог во время конференции: «Я не хочу изучать санскрит!», топая по полу, как маленький ребенок. Позиция богословов такова: «Мы не хотим этого знать!» Кристиан Линдтнер пришел к выводу, что и Датская национальная церковь, и католическая церковь сегодня являются в первую очередь прибыльным бизнесом и прикрытием для коммунистического подрыва.

Последней публикацией Кристиана Линдтнера был постскриптум к недавно опубликованной книге Джеффа Робертса «Иисус никогда не жил», Insight 2020. Его следовало представить на встрече в Кристиансборге 8 ноября...

Кристиан Линдтнер также был хорошим национальным датчанином, который боролся за сохранение Дании, в которой мы оба выросли, а также культуры и людей, которые ее создали. Это часто приводило его к столкновению с еврейской элитой, но Кристиан Линдтнер был очень далек от вульгарного антисемитизма.

Во многих областях он мог иронически дистанцироваться от своего окружения, но когда видел, что его основные ценности находятся под угрозой, он бросался в бой со всей силой. Кристиан Линдтнер очень высоко ценил датского лингвиста Расмуса Раска. Раск был предшественником Линдтнера в изучении индийских языков, и Кристиан сделал эпитафию Расмуса Рэка девизом своей жизни: «Ты должен своему отечеству все, что ты можешь сделать!»

Но прежде всего Кристиан Линдтнер был порядочным, благородным и высокообразованным человеком, для кого обман, ложь, и зависть были бесконечно далеки. К сожалению, сегодня это редкость. В моем последнем обмене электронными письмами с Кристианом, он пишет 27 октября: «Я скоро стану революционером!». Я ему ответил: «Ну, если у тебя есть веревка и коса, давай начнем… .. Я с тобой!» Кристиан ответил: «Хорошо, поэтому мы должны заботиться о своем здоровье !!". На следующий день его поместили в Ригшоспиталет, а через неделю он умер. Это немыслимо!

Так внезапно был утерян бесконечный резервуар знания - знания, которым сегодня обладают очень, очень немногие. Мы, его друзья, чувствуем пустоту и скучаем по вдохновляющим и увлекательным дискуссиям, в которых часами мы могли исследовать величайшие темы этого мира, так что забывали время и место... Нам будет не хватать его едкой иронии и язвительного юмора. Конечно, мы думаем и о его семье, потери которой еще больше.
Честь памяти Кристиана Линдтнера!"

 

Этот некролог был написан другом Кристиана, и я перевёл его с датского с помощью Гугл-переводчика, немного сократив те места, которые Гугл перевёл непонятно. Думаю, этот эмоциональный текст честно рисует для нас личность проф. Линдтнера, которого мы (после публикации его статьи в ж-ле «Буддизм России») дважды приглашали в Петербург для изложения его новых теорий о связи раннего христианства с буддизмом, и связи буддизма с учением Пифагора. Буддология безусловно обязана ему многим – прежде всего за его большой вклад в изучение Нагарджуны. Мне очень жаль, что он так и не успел завершить свой перевод Муламадхьямака-карики, который постепенно готовил, как он сообщал мне в прошлом году…

Андрей Терентьев

 

вернуться назад