Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Четыре текста А. Терентьева

04.10.2020

Мне показалось полезным выложить на сайт 4 своих текста – 3 старых, которые уже трудно найти в библиотеках, и один прошлогодний, см. buddhismofrussia.ru/books/.

Два из них – переводы с санскрита «Сутры сердца» и «21 хвалы Таре», сделанные ещё в начале 1980-х (что видно и по стилю текстов, рассчитанных на цензуру того времени), - перепечатывались потом в «Буддизме России», но без примечаний и пояснений, среди которых, есть довольно любопытные и даже забавные (например, упоминание о практике Праджняпарамиты в «Похождениях бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека). Хотя местами они и устарели немножко.

Третья статья – «К интерпретации логико-методологических схем…», которую чудом удалось опубликовать в Новосибирске в 1984 г., думаю, не утратила своей важности и сегодня: она посвящена традиции парадоксальных схем высказываний в древнеиндийской философии. Из таких схем в буддологии более всего известна чатушкотика («тетралемма»), которая часто упоминается в мадхьямаке, но наибольшее внимание в статье уделено джайнской «съядваде» - см. с.66-71. Для мадхьямаки она интересна, прежде всего, тем, что, будучи по сути родственной теории двух истин, она подробно объясняет в каком смысле можно присваивать любому предмету противоположные предикаты одновременно (см. с.68). Это позволяет понять основания, по которым, на мой взгляд, съядвада, допускающая, что рождение может некоторым образом (санскр. «съяд) происходить и от себя и от другого, вовсе не является механическим соединением двух высказываний «от себя» и «от другого» - что делает буддийскую критику такого утверждения (рассматриваемого как третье из четырёх утверждений чатушкотики) - некорректной применительно к джайнам.

Четвёртая же статья – «Тибетский спор о двух истинах» интересна, как мне кажется, во-первых, для понимания одной из сложных проблем тибетской мадхьямаки, во-вторых, самим сопоставлением теории двух истин с интерпретацией квантовой механики Эвереттом и Менским, и, наконец, тем, что в статье делается попытка именно эту интерпретацию квантовой механики использовать в качестве критерия для разрешения спора Чже Цонкапы и его тибетских оппонентов.

А. Терентьев

 

вернуться назад