Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

А. Терентьев: Интересный комплект изображений «Пяти Татхагат»

01.01.2020

Недавно в Элисте давний товарищ по поддержке Тибета Ю.Н. Тюрбеев показал мне комплект из 5 танок, с которым я раньше не встречался – это изображение «1000 Будд Благой кальпы» - которое стремятся иметь во многих больших храмах тибетского буддизма, но представленное через образы «Пяти Татхагат», в популярной литературе ХХ века часто неправильно именовавшихся «дхьяни-буддами». Эти «Пять Татхагат» - главы «пяти семейств» - стоят на вершине буддийского пантеона, олицетворяя такие ключевые понятия как «5 скандх», «5 основных омрачений», которые они помогают победить и так далее.

Вот эти изображения, которые Юрий любезно позволил сфотографировать телефоном:

    

На этих изображениях мы видим в центре образы Пяти Татхагат: красного Амитабхи, зелёного Амогхасиддхи, белого Вайрочаны… а вот с оставшимися – Ратнасамбхавой и Акшобхьей загадка: их цвета заменены: Акшобхья, с мудрой «прикосновения к земле» должен быть синим, а Ратнасамбхава – с мудрой «дарования высшего» - желтым. Здесь же – наоборот.

Вероятно, это просто ошибка художника, но нельзя исключить и другое: иногда необычные детали изображений указывают на особенности традиций ваджраяны, созданными известными или безвестными тантрическими подвижниками.

Центральные образы Пяти Татхагат окружены группами Пяти Татхагат примерно в двести Будд, причём везде Акшобхья и Ратнасамбхава сохраняют такие же цвета, как и главные образы.

Интерес в данном комплекте представляет не только обмен цветов между двумя Татхагатами, но и сама трактовка «1000 Будд» в ваджраянском стиле через группу Пяти Татхагат.

Я не специалист по атрибуции, но стиль изображений напоминает мне бурятские танки конца 19 века.

 

вернуться назад