Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Бакула Ринпоче завершил эту жизнь

05.11.2003


Бакула Ринпоче скончался 3 ноября 2003 года в Дели. Этого бесконечно деятельного и при этом бесконечно глубоко погружённого в созерцание бестелесного старого монаха хорошо знали в России, Монголии, Китае, Японии и, конечно, Индии. Ринпоче родился в 1917 году в Ладаке, в семье короля Ладака. Принц был признан перерождением духовного главы Ладака — кушог Бакулы, воплощения архата Бакулы, то есть одного из 16 архатов, достигших архатcтва при жизни Будды и взявших обязательство не уходить в нирвану, а оставаться в нашем мире для помощи другим.
Ринпоче получил образование и высшую степень учености — геше лхарампа в Тибете, в монастыре Дрепунг Лоселинг. Вернувшись в Ладак, он проделывал затворничества и некоторый период жизни был полностью погружён в йогическую практику. Однако, когда в жизни Ладака начались перемены — в связи с обретением Индией независимости и присоединением Ладака к Индии, он в ответ на просьбы и нужды сограждан включился в активную социальную деятельность. Ринпоче немало сделал для улаживания конфликтов между Пакистаном и Индией, на границе которых находится Ладак, он вошел в правительство Индии и много десятилетий возглавлял там комиссию по делам национальных меньшинств. После эмиграции Его Святейшества Далай-ламы в Индию Ринпоче неразрывно сотрудничал с Его Святейшеством Далай-ламой.
В качестве единственно возможного пути на закрытую территорию коммунистических стран в период холодной войны он стал одним из основателей и затем президентом Азиатской Буддийской Конференции за мир со штаб-квартирой в Монголии. В 1968 году Ринпоче впервые приехал в Россию — со времён начала Советской власти это был первый буддийский лама, приехавший в СССР из свободного мира. На протяжении многих лет он и оставался единственным тибетским ламой, посещавшим и курировавшим буддизм в России.
Он был основным мостом между Россией и Далай-ламой. Он стал Учителем всех старых оставшихся в живых бурятских лам послевоенного времени, а также и остальных верующих, обожествлявших его. В частности, он является коренным Учителем нынешнего Хамбо-ламы Монголии. Он старался встречаться и с нами, подпольными буддистами, и был олицетворением надежды.
Он не только внушал нам эту надежду, но и реализовал её — действительно, в большой степени благодаря его усилиям и работе, в России в конце 70-х появился Его Святейшество Далай-лама. И все визиты Его Святейшества в советское время состоялись в результате дальнейших стараний Ринпоче.
Он первый провёл службу в Петербургском буддийском храме, переданном религиозной общине в 1989 году. Он первым из тибетских лам посетил Калмыкию после возрождения там буддийской общины в 1989 году.
С 1990 года он десять лет — уже в своём преклонном возрасте — проработал в Монголии в качестве государственного посла Индии. В это время он сделал невероятно много для самой Монголии и особенно для возрождения буддизма. Главное — он создал и открыл буддийский университет в Улан-Баторе, создав там образцовую монашескую общину.
И до последнего дня он оставался деятельным — ещё в августе–сентябре он был занят подготовкой и проведением визита Его Святейшества Далай-ламы в Ладак.
Невероятно деятелен. Сосредоточен, открыт для каждого приближающегося со своей нуждой или интересом, неистощимо добр, милосерден, неустанен.
Как это могло быть? Сравнивая его жизнь со своей — его объём занятости и его объём созерцания, его степень открытости и его глубину погружения, теряешься в невозможности рационально понять. Разве что — он вставал в 4:00... Но если мы и попробуем — того же не будет. Разве что — он черпал силы и дополнительные возможности времени в бездонном источнике своей бодхичитты — духа Просветления...
Маргарита Кожевникова
(Подробнее о Бакуле Ринпоче см. книгу «Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России», Нартанг, 2003).

 

вернуться назад