Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

На официальном сайте посольства КНР в РФ помещены несколько пропагандистских материалов, посвящённых китайскому видению тибетского вопроса.

08.02.2009

На официальном сайте посольства КНР в РФ помещены несколько пропагандистских материалов, посвящённых китайскому видению тибетского вопроса. Один из этих материалов, наиболее актуальный на сегодняшний день мы и рассмотрим ниже. Почему наиболее актуальный? Потому, что переговоры между КНР и Его Святейшеством Далай-ламой видятся многими сейчас как главная надежда на разрешение и нынешнего тибетского кризиса и тибетской проблемы вообще. Группы поддержки Тибета во всём мире требуют переговоров, но вот, что об этом говорит КНР[1]:

ПЕРЕГОВОРЫ ИЛИ РАСКОЛЬНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОД МАСКОЙ ПЕРЕГОВОРОВ
О заявлениях Далай-ламы в последние годы с требованием "переговоров"
Обозреватель агентства Синьхуа http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/xzzt/dllm/default.htm

Скитающийся по загранице Далай-лама в последние годы не перестает заявлять о своем желании вести переговоры с Центральным правительством КНР.
Это желание вести "переговоры" у Далай-ламы возникло отнюдь не сейчас. В течение уже десяти с лишним лет вслед за переменами в международной атмосфере Далай-лама периодически делает заявления о желании вступить в переговоры с Центральным правительством.

Особенно часто это явление наблюдается в последние несколько лет, когда он говорит об этом на всех перекрестках и при этом сваливает с больной головы на здоровую, пытаясь переложить ответственность за то, что переговоры в эти 10 с лишним лет не состоялись, на Центральное правительство. Поэтому с помощью соответствующих фактов следует прояснить ситуацию и развенчать политические трюки Далай-ламы, который использует вопрос о лже-переговорах для сепаратистской деятельности.
В сентябре 1987 г. и июне 1988 г. Далай-лама, выступая на секционном заседании Комиссии по правам человека палаты представителей американского конгресса и на пресс-конференции во дворце Европейской ассамблеи во французском городе Страсбург и касаясь тибетской проблемы, выдвинул "программу из пяти пунктов" и "новые предложения, заявив о желании на этой основе вести переговоры с Центральным правительством.

Центральное правительство указало, что в "программе из пяти пунктов"[2] и "новых предложениях" по-прежнему предусматривается "независимость Тибета"[3], утверждается, будто "Тибет исторически всегда был самостоятельным государством"[4]. По сути дела в них отрицается, что Тибет является частью территории Китая, отрицается, что китайское правительство обладает полным суверенитетом над Тибетом.


Вместе с тем правительство КНР открыто заявило:

1. Оно всегда приветствует переговоры Далай-ламы и его представителей с Центральным правительством, однако не примет делегацию или экскурсионную группу, посланную от имени "Правительства в Гандже"[5], т.к. Центральное правительство никогда не признавало находящееся за рубежом эмигрантское "Правительство в Гандже".

2. Поскольку" программа из пяти пунктов" и "новые предложения" Далай-ламы не исключили в корне требования "независимости Тибета", поэтому эти документы не могут служить основой для переговоров с Центральным правительством.

- Ну как же не исключили?! Просто прочитайте приведённую выше цитату!

3. Центральное правительство надеется на прямой диалог с Далай-ламой, местом проведения переговоров может быть Пекин, может быть Гонконг или зарубежное посольство или консульство Китая. Если Далай-лама сочтет эти места неудобными для себя, то он может выбрать любое другое место, лишь бы там не присутствовали иностранцы.
После того, как Центральное правительство заявило, что право выбора времени и места переговоров оно передает Далай-ламе, Далай и его последователи очень быстро объявили через прессу о своей готовности в январе 1989 г. к переговорам в Женеве с Центральным правительством. Только после публикации в печати этого сообщения Центральное правительство официально получило данное уведомление.
Между тем, с 1978 г., когда были установлены связи Центрального правительства с Далай-ламой, каналы этих связей поддерживались непрерывно и, если бы у Далая была добрая воля вести переговоры, почему бы не использовать эти каналы для передачи информации и организации встреч? Это не может не порождать сомнений насчет искренности так называемого желания Далай-ламы вести переговоры: действительно ли он стремится к переговорам или же использует этот вопрос как пропагандистскую уловку?
В начале 1989 г., когда закончилась жизнь вероучителя китайского буддизма Панчен-ламы Х[6], Ассоциация китайских буддистов направила Далай-ламе специальное приглашение приехать в Китай для участия в траурных мероприятиях в честь Панчен-ламы. Председатель Ассоциации китайских буддистов Чжао Пучу персонально вручил письмо с приглашением личному представителю Далай-ламы. Это приглашение было связано с сугубо религиозным мероприятием, однако если бы у Далая было искреннее стремление к диалогу с Центральным правительством, упомянутое мероприятие могло бы использоваться как подходящий случай для его контактов с представителями Центрального правительства. Тем не менее Далай отклонил это приглашение.

(Немного поясним ситуацию: Панчен-лама умер неожиданно, в расцвете сил, через несколько дней после произнесения своей знаменитой речи, резко критиковавшей китайскую политику в Тибете. Хотя доказательств насильственной смерти его ни у кого не было (Китай же не Лондон!) простой тибетский народ в Дхарамсале не сомневался, что он был отравлен. И 100000 тибетцев в те дни скорее легли бы под колёса машины Далай-ламы, чем дали бы ему поехать в лапы китайцев.)

В марте 1988 г. и марте 1989 г. в Лхасе произошли беспорядки, спланированные и спровоцированные кучкой раскольников (имеются в виду тибетские борцы против китайской оккупации). Имеются свидетельства того, что "правительство в изгнании" Далай-ламы не только оказало сепаратистам финансовую поддержку, но и направило своих людей непосредственно для планирования, организации и участия в этих беспорядках, нацеленных на раскол Родины. (И где эти свидетельства? Они и сейчас говорят, что мартовские беспорядки Далай-лама организовал. Однако, поскольку это ложь – то никаких "свидетельств" опять-таки общественности не предъявили. Хотя не исключено, что из кого-то пытками они и могли выбить подобные оговаривания.)


В конце 80-х и начале 90-х годов, когда на международной арене поднялся антикитайский вихрь (это когда китайцы на центральной площади Пекина расстреляли тысячи своих студентов, мирно требовавших демократических перемен), Далай-лама тоже воспользовался этим случаем для своих повсеместных акций, призывая Запад оказать нажим на китайское правительство. Тональность его выступлений по вопросу о переговорах изменилась.
Он заявлял, что правительство Китая вскоре должно "сойти с арены" и что поэтому он не спешит вести с ним переговоры. Однако ситуация в Китае развивалась совсем не так, как хотелось бы Далаю, а его предсказания оказались гаданиями на кофейной гуще.
Поскольку экономическое развитие, социальная стабильность и положение Китая на международной арене непрерывно улучшались, Далай-лама вновь возжелал возобновить связи с Центральным правительством. В 1992 и 1993 гг. соответствующие ведомства Центрального правительства дважды принимали личных представителей Далай-ламы. При этом указанные представители обещали не сообщать другим странам ни о контактах, ни о содержании переговоров с Центральным правительством. Однако после упомянутых встреч они многократно нарушили свои обещания и не только рассказывали иностранцам о контактах, но и безрассудно искажали содержание переговоров, пытаясь представить в ложном свете истинное положение вещей. (Опять неправда. Всё было наоборот. Мы – группы поддержки Тибета - всё время безуспешно пытались получить от Дхарамсалы хоть какие-то сведения о сути этих переговоров, но тибетцы молчали как партизаны на допросе. И только в конце 2006 года, после того как китайцы уже несколько раз запустили в СМИ информацию об этих встречах, Лоди Гьяри (спец. Представитель Далай-ламы на этих переговорах) впервые открыто выступил по этому поводу, так как был вынужден отреагировать на искажение содержания переговоров, "сброшенное" китайцами в СМИ.)
Во второй половине 1993 г. Далай в одностороннем порядке объявил о прекращении связей с Центральным правительством, собственноручно захлопнув двери контактов и переговоров с ним.

(Такой факт мне не известен)
Правительство КНР по вопросу о желании Далай-ламы вести переговоры многократно заявляло, что оно может согласиться на такие переговоры лишь при условии, что он полностью откажется от своих требований предоставить "независимость Тибету", признает Тибет неотъемлемой частью Китая, прекратит заниматься деятельностью, направленной на раскол Родины. В этом случае Центральное правительство приветствовало бы, чтобы он незамедлительно прекратил жить в изгнании, вернулся на Родину и приносил пользу народу Тибета. Эта принципиальная позиция и коренной подход Центрального правительства являются последовательными и четкими, и самому Далаю это совершенно ясно.

(А здесь мы видим образчик так наз. "серой" пропаганды – когда воспроизводятся действительно имевшие место факты – но чуть-чуть искажённо, в ином контексте – что совершенно меняет их смысл. А именно: В качестве непременного условия для начала переговоров китайцы потребовали, чтобы Далай-лама а) признал, что "Тибет ВСЕГДА был частью Китая" и б) что "Тайвань является неотъемлемой частью Китая". Однако первое требование Его Святейшество не может выполнить, потому что, будучи буддийским монахом, не может говорить неправду (ведь даже если счесть, что при монгольской и манчжурской династиях Тибет и был частью Китая – хотя и это не совсем так! – то до прихода монгольского хана Хубилая – и после 1911 года, когда китайский народ сбросил манчжурское правление, Тибет был совершенно независим, вплоть до прихода китайских армий в 1949 г. Не знаю уж, какое отношение Далай-лама имеет к Тайваню и почему он должен высказываться по этому поводу…)

Ответственность за то, что десятилетние контакты оказались безрезультатными и что сейчас переговоры не могут проводиться, целиком и полностью лежит на стороне Далай-ламы. Причина такого положения состоит в том, что Далай не отказался от своей позиции "независимости Тибета" и не прекратил политическую деятельность, направленную на раскол Родины. (Синьхуа имеет в виду, что Далай-лама не согласился соврать про "вечную принадлежность Тибета КНР" и взамен предлагал исходить из признания статус-кво – то есть что СЕЙЧАС Тибет является частью КНР. А утверждение, что он "не отказался от независимого Тибета" – просто ложь.)
В последние годы Далай, снуя из страны в страну, вновь заговорил о своем стремлении к переговорам с Центральным правительством, заявляя, что он желает лишь автономии Тибета и не настаивает на его независимости. (Он после Страсбурга иначе и не говорил)
Однако, по-первых, Далай на различных открытых форумах продолжает искажать историю Тибета и готовит общественное мнение к "независимости" этого района. Повсюду он муссирует вопрос о том, что "с древних времен Тибет был независимым государством". (Далай-лама ничего не "искажает" и не "муссирует": факт независимости Тибета в древности общепризнан в мировой и в том числе в российской исторической науке.)
На самом же деле Тибет издревле был частью китайской территории и еще в XIII веке официально стал административным районом Китая. На протяжении семи веков Центральное правительство постоянно и эффективно осуществляло свой суверенитет над Тибетом[7], а титул Далай-ламы, а также его религиозный и политический статус в Тибете были пожалованы ему именно Центральным правительством[8]. И нынешний Далай-лама XIV Дантзэнджамцо[9] в 40-х годах текущего столетия утвердился в своем статусе после утверждения Центральным правительством[10].


Во-вторых, одновременно с заявлениями о желании вести переговоры с Центральным правительством Далай-лама продолжает за рубежом деятельность, направленную на раскол Родины. Он и его последователи по-прежнему не прекращают подстрекательскую пропаганду в Тибетском автономном районе, нацеленную на раскол Родины. В Лхасе и других местах они провоцируют волнения, организуют взрывы и другие насильственные террористические акты.[11] Живя за рубежом, они планируют "походы мира" и "всенародные референдумы", а также пытаются интернационизировать так называемую "проблему Тибета", призывают к вмешательству неких внешних сил в эту "проблему".

Более того, во второй половине марта текущего года Далай-лама примчался на Тайвань и вступил там в открытый сговор с силами, выступающими за "независимость Тайваня". Кроме того, он планирует открыть на Тайване представительство своего "правительства в изгнании". Однако отношение тайваньских властей к визиту Далай-ламы было чрезвычайно настороженным, а положение двусмысленным.

Общественность китайских эмигрантских общин отмечает: "Далай-лама утверждает, что это посещение Тайваня носит чисто религиозный характер, но совершенно очевидно, что при этом его обуревают намерения добиться независимости Тибета и освободиться от пекинского правительства. На словах у него одно, а на деле он затрачивает немало усилий для реализации указанных намерений".
Те же источники разоблачили попытки Далай-ламы через его бывшего "правительственного чиновника" потребовать от Тайваня официального упразднения "Комиссии по Монголии и Тибету" и "совместно отстаивать идею независимости".

Разыгрывая трюк с переговорами, Далай-лама утверждает, что хотел бы лишь автономии. Но утверждать это означает путать божий дар с яичницей. В Тибетском автономном районе уже свыше 30 лет практикуется режим национальной районной автономии, а население Тибета пользуется всеми правами этой автономии, которых они были лишены в старом Тибете, находившемся под господством Далай-ламы. [12]

Поэтому автономия, которую требует Далай-лама, может означать лишь господство вчерашних помещиков-рабовладельцев, которые скитаются вместе с ним за границей, а также желание "осуществить автономию, развивающуюся в направлении к независимости", о чем он и говорит во всеуслышание.[13] Далай-лама заявляет о стремлении внедрить в Тибете формулу "одна страна, две системы".[14] Это также безрассудная ложь.

То, что существовало в старом Тибете, - это феодально-рабовладельческий режим, в котором государство и церковь были одним целым. Этот режим был ликвидирован еще в 1959 г. в ходе начатых тогда "демократических реформ". Так неужели надо восстанавливать в Тибетском автономном районе феодально-крепостническую систему?

Далай афиширует свою приверженность "демократии" и "свободе", заявляя о необходимости восстановить в Тибете "демократию" и "свободу". Это - еще более чудовищный абсурд.
Далай-лама, как главный представитель трех крупнейших хозяев в старом Тибете, насаждал варварское и тёмное господство феодалов-рабовладельцев. Могла ли в этих условиях быть демократия и свобода? Сегодня же он рядится в тогу ревнителя "демократии" и "свободы", что звучит лишь грубой насмешкой и сатирой над демократией и свободой.

Судя по словам и делам Далай-ламы и принимая во внимание многочисленные факты, можно сделать вывод, что он вовсе и не думает вести переговоры с Центральным правительством, не имеет ни капли доброй воли для таких переговоров, а все его разговоры об этом - лишь маска, лишь обман общественности, лишь способ завоевания сочувствия. Маневры Далая в вопросе о переговорах с Центральным правительством - это лишь уловка, призванная придать вес его действиям, направленным на раскол Родины.

[1] Заранее просим извинения у читателей за невежливый, неуважительный тон "Обозревателя агентства Синьхуа" – недостаток общей культуры, как мы знаем и на опыте СССР, вообще характерен для глашатаев тоталитарных государств.

[2] (Поясним: "Этот план мира состоит из пяти основных компонентов:
1. Превращение всего Тибета в зону мира;
2. Отказ от политики переселения китайского населения в Тибет, что представляет угрозу для самого существования тибетцев как нации;
3. Уважение к основополагающим правам человека и демократическим свободам, которые есть у тибетского народа;
4. Восстановление и охрана окружающей среды Тибета и отказ от использования Китаем" Тибета для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов;
5. Начало честных переговоров о статусе Тибета в будущем и отношениях между тибетским и китайским народами. (полный текст этого выступления ЕС Далай-ламы: http://savetibet.ru/2007/08/11/psp2.html )


[3] А вот это неправда. Далай-лама тогда заявил " Весь Тибет, известный как Чолка-Сум (У-Цанг, Кхам и Амдо), должен стать политической единицей в составе КНР с демократическим самоуправлением, созданной на основе законодательства и с согласия населения, в интересах всеобщего блага, защиты людей и окружающей среды." См. полный текст на http://savetibet.ru/2007/08/11/psp3.html

[4] Не совсем так. Далай-лама упоминал, что: "С тех пор, как тибетские императоры объединили Тибет свыше тысячи лет назад, наша страна, вплоть до средины нынешнего столетия, сохраняла независимый статус. Временами Тибет распространял свое влияние на соседние страны и народы, в иные периоды сам попадал под влияние могущественных чужеземных правителей - монгольских ханов, непальских гуркхов, маньчжурских императоров и находящихся в Индии британцев."

[5] Имеется в виду тибетское эмиграционное правительство Далай-ламы, базирующееся в п. Маклеод-Гандж в Дхарамсале (Индия)

[6] По тибетской традиции – 7-го.

[7] По этому поводу приведём отрывок из статьи Тибет: сострадание на распутье: http://savetibet.ru/2008/05/04/tibet_sostradanie_na_raspute.html


"Советский ответ на китайский урок истории
Факты эти могут и вовсе не противоречить действительности. Интересно, что китайская историография поставила их себе на службу. Юань - монгольская династия, основанная знаменитым ханом Хубилаем. В 1279 году он завершил завоевание Китая и перенес столицу Монгольской империи в Пекин, переселившись туда лично. Позже Макиавелли советовал именно так поступать всем, кто завоевывает обширные земли и желает сохранить их в подчинении. Кстати, на захваченной территории он рекомендовал поддерживать тех, кто слабее и малочисленнее. При Хубилае тибетцы были в особенном почете.
Предыдущие ханы относились ко всем религиям империи с одинаковой симпатией. Хубилай, чья империя включила огромный Китай, откровенно сочувствовал тибетскому буддизму ('красношапочникам' - секте сакья). Известно, что глава этой секты - тибетский монах Пагба - был советником Хубилая по делам религии.
Неприятно должно быть, китайцам вспоминать и другой факт из истории династии Юань. Монгольской империи требовался государственный язык, а язык завоевателей не мог им стать, поскольку в то время не имел своей письменности. До Хубилая официальная переписка в империи Чингизидов велась на уйгурском. Что же мешало ему теперь, когда основную часть населения монгольского государства составляли китайцы, использовать в качестве официального их язык, приспособленный для этого веками? Хан решил, что коль скоро его империя монгольская, на языке монголов и будет вестись вся государственная переписка. Здесь он снова вспомнил о тибетцах, и уже упомянутый Пагба разработал монгольскую письменность на основе тибетского алфавита.
Получается, что в период Юань китайцы были завоеванным, зависимым народом, а империя управлялась из Пекина теми, кто писал, как тибетцы, и равнялся на тибетцев в религиозном отношении. Стоит ли после этого обосновывать зависимость тибетцев от Китая, апеллируя к этой династии? Факты об империи Юань, приведенные выше, можно найти в 3-м томе 'Всемирной Истории', выпущенном Академией Наук СССР в 1957 году. Это издание априори сложно обвинить в антикитайской тенденциозности. Тибет там, однако, всегда рассматривается отдельно от Китая.
Если копнуть глубже в толщу веков, картина сложится еще менее радужная. Уже при основателе Тибетского государства Сронцзан-гамбо (умер в 650) тибетцы не стеснялись нападать на племена, подвластные Танской империи, и это вызывало китайско-тибетские столкновения. В 641 году был заключен первый Тибетско-Китайский мирный договор. Последователи Сронцзан-гомбо захватили обширные районы в западном Китае и пытались контролировать торговые пути, ведущие в Среднюю Азию. В 730 в пограничном городе Чилинь был заключен новый мир. Там даже был поставлен памятник китайско-тибетской дружбы, что не помешало тибетцам впоследствии захватывать китайские территории. Относиться к этим эпизодам можно по-разному, но они точно не свидетельствуют об исторической обоснованности зависимого положения Тибета.

Известно, что китайские императоры имели обыкновение принимать дружеские дары в качестве дани, а китайские грамоты гласили, что властитель Поднебесной соизволил принять варваров в свои вассалы. Чужеземцы зачастую так и оставались в неведении об этом. Если окажется, что нечто подобное получали и тибетцы, можно будет не удивляться книгам о том, что они находились в подчинении Китаю уже с VII века." (Последний абзац особенно важен для понимания нынешней ситуации: китайцы действительно интерпретировали все свои внешние сношения как отношения с подчинёнными. Ещё в начале 20 века китайский МИД именовался буквально как "Департамент по управлению делами варваров" – А.Т.)

[8] Это утверждение не соответствует действительности. Титул этот был изобретён и пожалован ойратским Алтан-ханом.

[9] Правильно "Тензин Гьяцо". Ох уж бедные тоталитарные коммунисты! Даже имена грамотно написать не умеют…

[10] Это если и было – интересовало тибетцев не более, чем англичан заинтересовало бы утверждение китайским императором престола английской королевы.

[11] Вот это ложь чистой воды. Далай-лама постоянно и последовательно выступает за ненасилие. Именно его стараниями была прекращена партизанская война в Тибете после 1959 года, да и нынешние выступления в марте закончились после его угрозы об отставке, "если насильственные действия не прекратятся".

[12] Ну, о реалиях китайской "автономии Тибета" мы уже наслышаны по многолетним сообщениям мировой и российской прессы: это голод, восстания, пытки, разрушение культуры…

[13] А это не просто ложь, а сознательная ложь. Далай-лама никогда не собирался восстанавливать старую систему управления, более того, ещё находясь в Тибете он пытался её реформировать и модернизировать. Сейчас в Тибетсоой диаспоре давно принята демократическая конституция, всенародно избраны органы управления и обеспечены все основные права и свободы. Именно это хотел бы принести Далай-лама в Тибет, о чём он и говорит словом и делом на протяжении десятилетий…

[14] Здесь автор или не понял слов Далай-ламы, или притворяется, что не понял. Формула "одна страна – две системы" – китайская формула по управлению, например, Гонконгом: то есть Гонконг является частью КНР, однако сохраняет большую степень свободы и демократии. Именно это хотел бы видеть Далай-лама в Тибете, а вовсе не возврат в прошлое.

Следовательно, всё дальнейшее "возмущение" автора – не имеет отношения к делу. А больше ничего в этой статье и нету…

 

вернуться назад