Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Далай-Лама




Инь-Янь

Вторые Торчиновские чтения

12.02.2005


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ ВОСТОКА
ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ЭТНА»
 
ВТОРЫЕ ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 

 

Программа

 

17 – 19 февраля 2005

 

***

17 февраля, четверг

10.00 – 10.30 – регистрация участников в аудит. 24 философского факультета СПбГУ

(адрес: г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Менделеевская линия, д. 5, 2-й этаж)

 

10.30 (аудит. 24). – ОФИЦИАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ ВТОРЫХ

ТОРЧИНОВСКИХ ЧТЕНИЙ

 

11.00 – 12.30. Аудит. 24 – ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

 
Чебанов С. В. (Санкт-Петербург). Интерперсональные, интердисциплинарные и интеркультурные инварианты в тридцатилетних беседах с Торчиновым.
Солонин К. Ю. (Санкт-Петербург). Основные направления деятельности кафедры философии и культурологии Востока.
Емельянов В. В. (Санкт-Петербург). Три эры: история и перспектива культурологической идеи.

 

Фотографирование (общая фотография участников Чтений)

 

Перерыв до 13.00

 

 

СЕКЦИЯ ИНДОЛОГИИ (17.02, чт. Аудит. 24)

 

Ведущий: д.филол.н. Я. В. Васильков

 

13.00 –15.00
Бурмистров С. Л. (Санкт-Петербург). К вопросу о концептуальных основаниях психотехники в современном индуизме.
Васильков Я. В. (Санкт-Петербург). О развитии древнеиндийской религиозно-философской мысли в связи с некоторыми идеями Е. А. Торчинова.
Ерченков О. Н. (Ижевск). Об интерпретации понятия праны.
Пахомов С. В. (Санкт-Петербург). Феномен телесности в индуистском тантризме.

 

15.30 – 17.30
Мазурина В. Н. (Санкт-Петербург). Два Вишну и Кумари.
Бхакти Бимал Авадхут Махарадж (Аистов Г. В.) (Санкт-Петербург). Культурософская модель «Бхагавад-гиты».
Ватман С. В. (Санкт-Петербург). Божественное откровение в качестве основания религиозной мысли.

 

СЕКЦИЯ ГЕБРАИСТИКИ, АРАБИСТИКИ, ИСЛАМОВЕДЕНИЯ

(17.02, чт. Аудит. 28)

 

ПОДСЕКЦИЯ ГЕБРАИСТИКИ

Ведущий: д. ф. н., проф. И. Р. Тантлевский

 

13.00 – 15.30
Аржанов Ю. Н. (Санкт-Петербург). Свидетельства об обучении в книге пророка Осии.
Вихнович В. Л. (Санкт-Петербург). К вопросу о численности еврейского населения древней Палестины.
Леонтьева Е. В. (Санкт-Петербург). Иерусалимский Храм и Храм Кумранской общины.
Глаголев В. С.  (Москва). Календарь и религиозные праздники караимов.
Ланда Л. С. (Санкт-Петербург). К вопросу о неиудейских верованиях и традициях у горских евреев.

 

ПОДСЕКЦИЯ АРАБИСТИКИ И ИСЛАМОВЕДЕНИЯ

(начинает работу сразу после окончания предыдущей подсекции)

Ведущий: к.и.н. Т. Г.Туманян

 

15.40 – 17.10
Камарова Р. И. (Астана). К вопросу о соотношении ценностей ислама и идеалов гражданского общества.
Шаповал Ю. В., Камарова Р. И. (Астана). Проблема онтологической и социальной защищенности человека в исламе.
Емельянов В. М. (Москва). Черты конвергенции религии в мусульманской культуре Ирана.

17.20 – 19.20
Васильцов К. С. (Санкт-Петербург). Некоторые вопросы мусульманской ангелологии в сочинении «Трактат о вечном» («Джавидан-нама») Афзал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашани.
Усеинова С. Р. (Санкт-Петербург). Дубейты в творчестве Ибн ал-Фарида.
Дзюба А. В. (Киев). Сакральное пространство мечети: искусство каллиграфии.
Кришмарел В. Ю.  (Киев). Арабески: преодоление образности религиозного искусства.

 

СЕКЦИЯ БУДДОЛОГИИ (18.02, пт. Аудит. 24)

 

Ведущие: к.ф.н. А. В. Парибок, к.ф.н. О. С. Хижняк

 

10.00 – 12.00
Алексеев-Апраксин А. М. (Санкт-Петербург). Взаимодействие культур. Буддизм и новые мировоззренческие модели.
Бичеев Б. А. (Элиста). Обет Прибежища в буддизме (традиционалистский ресурс).
Василевский А. В. (Полоцк, Беларусь). Концепция скандх и современные знания о человеке.
Оренбург М. Ю. (Москва). О некоторых аспектах психотехнических установок

12.10 – 14.10
Парибок А. В. (Санкт-Петербург). Обоснование апофатичности нирваны (на основе палийских текстов).
сотериологии постканонической Абхидхармы (по материалам «Абхидхармакоши» Васубандху).
Ведров А. И. (Киев). Махаянистический монизм в творчестве Бидии Дандарона.
Завгородний Ю. Ю. (Киев). Тантрическая практика и любовь (по «Письмам о буддийской этике» Б. Дандарона).
Хомутинникова Н. В. (Санкт-Петербург). Абхисамаяланкара: структура текста, смысл названия, мангала-шлока.

15.00 – 17.00
Зорин А. В. (Санкт-Петербург). Символика культа Махакалы в «Гимне Шестирукому Защитнику».
Кий Е. А. (Санкт-Петербург). К вопросу о создании трактата «Чэн вэйши лунь» («Виджняпти-матрата-сиддхи-шастра»).
Осокин А. В. (Красноярск). Ранняя традиция чаньской школы: проблемы философской интерпретации в контексте европейского мышления.
Шомахмадов С. Х. (Санкт-Петербург). Буддийская реинтерпретация царских милитарных атрибутов в культуре Древней Индии.

17.10 – 19.00
Кириченко А. Е. (Москва). «Четвертая сангаяна»: полемика о монашеской дисциплине и трансформация религиозной практики в Мьянме 18 – 19 вв.
Краснодембская Н. Г. (Санкт-Петербург). Эсала перахяра – праздник буддийский или народный?
Хижняк О. С. (Санкт-Петербург). Региональные особенности буддийских ступ Древней Индии.
 Дюранов А. А. (Санкт-Петербург). Эволюция концепций о человеке в буддизме.
 

 

СЕКЦИЯ «ВОСТОК И ЗАПАД» (18.02, пт. Аудит. 28)

 

Ведущий: к.и.н. В. В. Емельянов

 

10.00 – 12.30
Середкина Е. В. (Пермь). Анализ стратегий сравнения в современных философско-компаративистских исследованиях.
Глевацкая Н. В. (Санкт-Петербург). Восток – Запад: проблема культурного взаимодействия.
Мехакян А. Х. (Москва – Ереван). Тантра как способ устранения онтологической и гносеологической двойственности (Принцип coincidentia oppositorum в религиозно-философских системах Индии и Греции).
Канаков Д. В. (Москва). Сравнительный анализ учений Платона и Упанишад.
свящ. Струговщиков Е. В. (Санкт-Петербург). Гипотеза о связи между дзогченом и гностицизмом.

13.00 – 15.00
Уваров М. С. (Санкт-Петербург). Время и вечность сердца (о символике сердца в буддизме, христианстве и светской культуре).
Горина И. В. (Ленинград. обл. – Санкт-Петербург). Восток и Запад – опыт созвучий.
Шевченко А. С. (Санкт-Петербург). Своеобразие философского учения Дж. Кришнамурти.
Ишимбаева Г. Г. (Уфа). Феномен Востока на Западе в зеркале порубежья 18-19 веков. Гете и мусульманский Восток.

16.00 – 18.00
Силантьева М. В. (Москва). Методологические аспекты соотношения понятий «Восток» и «Запад» в русской религиозной философии (Н. Бердяев).
Сираи Нагако (Саппоро, Япония). Традиционная пищевая символика жизненного цикла у русских и японцев: сравнительный аспект.
Осадча Ю. В. (Киев). Преломление христианских идей в японской литературе конца XIX – начала ХХ вв.

 

 

СЕКЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Ведущий: к.ф.н. С. В. Капранов

18.02, пт.

 Аудит. 106 (3 этаж философ. ф-та)

10.00 – 11.30
Иваненко А. Ю. (Магнитогорск). Проблемы мистического способа постижения действительности.
Капранов С. В. (Киев). Некоторые подходы к понятию «мистика».
Константинов А. В. (Москва). Психологический подход в религиоведении. Аудит. 25

12.10 – 14.10
Захаренко И. А. (Минск). Методологические аспекты духовно-философского познания Востока (историко-научный подход Е. А. Торчинова).
Пантелеев А. Д. (Санкт-Петербург). Два сокровенных знания: герметизм и гностицизм.
Аринин Е. И. (Владимир – Архангельск). Ценность секулярной и религиозной интерпретации человека.
Маркова Н. М. (Владимир). Проблема ценности «иного» в секулярном и религиозном контексте.
 

15.00 – 17.00
Нешитов П. Ю. (Санкт-Петербург). О категории «сознание» в контексте религиоведческого исследования.
Васильева О. А. (Санкт-Петербург). К проблеме изучения религии.
Чекоданова К. К. (Санкт-Петербург). Интерпретация культовых предметов в музейном пространстве. Проблема популяризации знаний о религии.
Тепшинова С. О. (Москва – Элиста). Религиозные ценности в содержании национально-регионального компонента исторического образования (на примере Республики Калмыкия).

 

 

СЕКЦИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЙ (19.02, сб. Аудит. 24)

 

Ведущая: д.филол.н., проф. М. Е. Кравцова
 

10.30 – 13.00
Рубель В. А. (Киев). Типология религиозно-философских воззрений Древнего Китая как продукт Чжоусского завоевания: политико-исторический аспект проблемы.
Кравцова М. Е. (Санкт-Петербург). Архаико-религиозные истоки института верховной власти в Китае.
Березкин Р. В. (Санкт-Петербург). Представления о «подземной темнице» как часть народного религиозного сознания китайцев (на примере произведений жанра баоцзюань).
Орлова Н. Х. (Санкт-Петербург). «Блаженство ветреной жизни» в китайской эротологической традиции.
Захаренко О. И. (Минск). Отражение религиозно-мифологических представлений в топонимии Китая.

 

13.30 – 15.30
Романчук А. А. (Кишинев). Возникновение даосизма и внешние культурные импульсы.
Зельницкий А. Д. (Санкт-Петербург). Особенности буддийских лексических заимствований в текстах цинского даосизма. На примере трактата  «Хуэй мин цзин».
Глазкова С. А. (Санкт-Петербург). Доктрина буддизма и анархическое сознание: идеологические новации китайских интеллектуалов первой трети ХХ в.
Шебло О. Д. (Екатеринбург). Оформление концепта «государство-нация» в рамках движения неосинтоизма XVII – XVIII вв.: феномен синкретизма государственной и религиозной сфер.

 

 

СЕКЦИЯ ДРЕВНИХ И НОВЫХ РЕЛИГИЙ ВОСТОКА (19.02, сб. Аудит. 28)

 

Ведущая: М. В. Воробьева

 

11.00 – 12.30
Тарасенко Н. В. (Киев). BDŠT в 17-й главе «Книги мертвых»: к вопросу о магии имени в Древнем Египте.
Хазова Ю. В. (Санкт-Петербург). Древнеегипетские представления об инобытии в «Книге Двух путей».
Корнилов А. П. (Санкт-Петербург). «Полнота дуат» как бытие ничто в древнеегипетской картине мира.

12.40 – 14.10
Крюкова В. Ю. (Санкт-Петербург). Зороастрийский ритуальный хлеб дрон.
Воробьева М. В. (Санкт-Петербург). Женский тип сакральности в новых индийских религиозных движениях.
Колотов В. Н. (Санкт-Петербург). Феномен новых религий во Вьетнаме: официальная версия в свете концепции управления конфликтом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

14.30 – 15.00

Котенко А. А.  (Санкт-Петербург). Японская художественная традиция киригами и современная ее интерпретация (с демонстрацией оригинальных работ)

 

 

19.02, сб. Аудит. 24. 16.00 – 16.30

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Ведущая: М. Е. Кравцова

 

19.02, сб. Аудит. 28. 16.30 – 19.00

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОНФЕРЕНЦИИ

 

****

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ:

Председатель – Кравцова Марина Евгеньевна, д. филол. н., проф.

Сопредседатели: – Солонин Кирилл Юрьевич, к.ф.н., доцент

Тантлевский Игорь Романович, д. филос. н., проф.

Координатор – Пахомов Сергей Владимирович, к. филос. н., ст. преп.

Координатор по информационной поддержке – Воробьева Марина Владимировна, руководитель Центра религиоведческих исследований «Этна»

Секретарь – Нешитов Петр Юрьевич, аспирант философского факультета СПбГУ, магистр религиоведения

Справки по тел.: 328-95-90 (добавочный 130) или по электронной почте:

sarpa68@mail.ru(Пахомов С.В.),

pneshitov@mail.ru(Нешитов П.Ю.), 

info@upelsinka.com(Воробьева М.В.)

 

Приглашаются все желающие!

 
В программе возможны изменения

 

вернуться назад