Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Далай-Лама




Инь-Янь

Тантра. Из истории тантры Ямантаки в Тибете. (БР №28)


В этом году по всей стране от Байкала до Москвы прокатился шквал посвящений в тантру грозного Ваджрабхайравы (Ямантаки). Приводим немного исторических сведений для тех, кто соприкоснулся с этим учением.

(Краткое изложение по "Голубым анналам" Шоннупэл Лодоя: в переводе Ю.Н. Рериха "The Blue Annals". Calcutta, Part 1 - 1949, Part 2 - 1953)

Как повествуется в тибетских летописях, еще в VII в Царь Сонгцэн Гампо своей силой Защитника Дхармы проповедовал много текстов Учения, среди которых были практика Авалокитешвары, и тантра Арьи Ямантаки.

Цикл Ямантаки (gshin-rje gshed) был передан достопочтенным Учителем Атишей переводчику Нагцо-лоцзаве. Они вместе осуществили перевод самой тантры (Кришнаямаритантра), комментария к ней - Сахаджалоки и других текстов. Кроме того, Нагцо изучал эту танру под руководством Кришна Самаяваджры (Нагпо Дамциг Дорже). Позднее Учитель Самаяваджра отправился в Центральный Тибет - Уй и Цанг и там обучал тантре Ямантаки, приобретшей таким образом широкую известность. Нагцо обучил системе Ямантаки Ронгпа Чагсорпу, и (через эту линию) система также распространилась. Помимо этого, несколько описаний тантры Ямантаки составил Гой-лоцзава. Гой-лоцзава исполнял еще и практику Ямантаки, называемую Чарка (- Шинчже Чарка) в соответствие с ньингмапинским ритуалом. Однако, хотя и другие переводчики - "лоцзавы" имели текст этой тантры, преимущественно системе Ямантаки обучал Ра-лоцзава Дорже-даг. Его проповедь продолжалась довольно значительный период времени.

Он родился в местности Ньенам нанг-юл (неподалеку от границы Тибета с Непалом - М.К.). Богиня Ремати поместила его в свой рукав и носила ребенка по всей стране два месяца. После этого богиня перепоручила его матери. Позднее Ра-лоцзава принял постриг и затем - полные монашеские обеты. Он служил в Непале, в основном Учителю Махакаруне. (Наропа обучал тантре Праджняракшиту, а последний - непальского Махакаруну). Ра-лоцзава предпринял обширное изучение Учения под его руководством и стал чрезвычайно сведущ. Например, он овладел учениями, относящимися к практике систем Демчога (Чакрасамвары - санкр.), Ваджраварахи, Ваджрайогини, Ваджрасаттвы, Ваджрамахабхайравы, Кришнаямари, циклом Шэл-ньий-ма (садханой и инструкциями по медитации в соответствие с циклом Ямантаки) и другими.

Это были истинные системы индийских пандит, не смешанные с тибетскими концепциями. Поэтому Де-Шераб-бар сказал: "Среди тибетских переводов нет более удачно переведенных текстов , чем тексты Благого Друга Ра-лоцзавы, так как он понимал мысли образованных индийских пандит и не путал их с тибетскими концепциями." Посредством своей великолепной работы он собрал вокруг себя много великих последователей, включая Лхацун Нгонмо и других, и много Кальянамитр, таких как Гартон-цэн Намкха, Зангцей чунг-па, Соцаб Дулдзин, Нгег Рипа, Дэ Шуйраб-бар и других. Что касается числа его учеников, то только 1200 лам, имеющих копии текста Кришнаямари-тантрараджа, переведенного и переданного им, присутствовало на религиозном соборе Самбхо-ра в Ньеле.. Ра-лоцзава назначил цену вознаграждения за наставление в 1 санг золота (37.301г) за Ваджрабхайрава-тантру и 1 жо золота (3.11г) за каждую из тантр: Кришнаямаритантру, Кришна-ямари-мукха-сатчакра-садхану, восемь тантр Самвары и т.д. Так, благодаря ему эти тексты приобрели известность "золотых книг". Также он получил бесчисленные неназначенные подношения. Из полученных им сокровищ он послал сто сангов золота в монастырь-университет Викрамашилу в Индию, чтобы оплатить стоимость начитывания Панчавимшатисахасрика-Праджняпарамиты, написанной золотом, - в течение того времени, пока Учение будет существовать; и две золотые копии Аштасахасрика-Праджняпарамиты, и сто сангов золота как оплату за начитывание восемьюдесятью четырьмя учеными - "пандитами" четырех школ (Викрамашилы, - то есть: Махасангиками, Стхавиравадинами, Саммитиями и Сарвастивадинами) восьмидесяти четырех копий Арья-Праджняпарамита-санчаягатхи - до тех пор, пока Учение существует. Также он поднес сотню сангов ламе Баро Чаг-дум (это был коренной гуру Ра-лоцзавы, от которого он получил цикл Ямари).

Затем он пригласил в Тибет своего основного Учителя Махакаруну. По его возвращении он послал ему тысячу сангов золота. До самой смерти Махакаруны он посылал подношения Учителю по тридцати семи случаям. И на свои средства отстроил заново монастырь Самье, сгоревший в 986 году.

А вот как он поддерживал монастыри: сделал множество подношений монастырю Нгур--миг (в Цанге), включая шесть копий Шатасахасрика-Пражняпарамиты, затем также поднес провизии 30.000 тюков равного веса для прокормления посетителей до тех пор, пока Учение существует. Монахам монастыря Чжен-да он подарил 100 томов, начиная с сутр, и 30.000 мер провизии для распределения между посетителями. Он преподнес (монахам) монастыря Кьюй-тан 50 книг, начиная с двух Шатасахасрика-Праджняпарамит, и 10.000 мер провизии для снабжения посетителей. Подобное же количество он передал обитателям монастыря Ре-дул.

Он постоянно обеспечивал семерых индийских наставников. Он организовал проведение начитывания священных писаний 100 000 раз. Он делал подношения Нгог-лоцзаве, включая копию Шатасахасрика-Праджняпарамиты. Он сделал подобные подарки Лангри Танпе и Цан Ка-по-че и другим. В общем, Ра-лоцзава широко проповедовал Учение и, в особенности, цикл Ямантаки, который он передал двум тысячам учеников.

Линии, через которые этот цикл передавался, бесчисленны. Последовательность его проповеди такова: Ра-лоцзава, Чой-раб, Ра Ешей Сенге, Ра Бум-сенг, чжебцун Гало, лама Шей-раб Сенге - дядя, племянник и братья.

Трудно связать в одну картину распространение линий, основанных каждым из вышеперечисленых учителей. Шри-Ракта-Ямаритантрараджа в 19 главах была переведена лоцзавой Даг-па гьел-цэном и Шонг Лобтэном. Неизвестно о существовании объяснения этой тантры, хотя многие поклонялись Красному Ямантаке как своему йидаму-покровителю, включая Чэл Чой-занга, Чаг-лоцзаву и самого Будона Римпоче. Далее, наставник лоцзава Шей-раб зин-чен, ученик сиддх Дар-панга и Ревенды, распространил в Центральном Тибете тексты наставлений по Красному Ямантаке в соответствии с учением, переданным через линию Вирупы (Рактаямари-садхана). Объяснение этой тантры с соответствие с учением линии Дар-панга неизвестно. - Такова глава по циклу Ямантаки.


Пер. с англ. М.Кожевниковой

 

вернуться назад