Главная цель
Важнее углублять практику, чем заниматься построением буддийской церкви.
Далай-лама XIV
К сожалению, между ламами нового поколения, не получившими
полноценного духовного образования и воспитания, нет согласия,
никто из них не становится общепризнанным лидером, способным
должным образом руководить буддийской церковью в новых условиях.
В руководстве ЦДУБ начинается чехарда: в 1993 г. Ж. Шагдарова на
посту хамбо-ламы сменяет Чой-Дорже Будаев, в
Перед началом горбачевской "перестройки" активизируются буддисты
и за пределами Бурятии, строя теперь "дхармические мосты" за
рубеж. В 1985 г. в Ленинград приезжает известный американский
буддийский монах Алан Уоллас и к своему удивлению попадает на
семинар по переводу "Большого руководства" Чже Цонкапы. В 1987
году Ленинград и Москву в условиях конспирации впервые с тайной
проповедью Дхармы посещает личный переводчик Его Святейшества
Далай-ламы д.ф.н. Александр Берзин, американец российского
происхождения. В 1988 и 1989 году он приезжает снова, впервые в
новое время открыто проповедуя Дхарму в Ленинграде, Бурятии,
Калмыкии, Тыве, Прибалтике, ломая психологические барьеры
советского менталитета.
Эта открытая проповедь (за которую никого не наказывают!) срабатывает как спусковой
Тибетская традиция также не ограничивается, как в довоенное
время, монополией школы Гелуг. В постперестроечное время у нас
появились и отделения всех остальных тибетских школ: Ньингма,
Очень заметную роль в возрождении аутентичной тибетской буддийской традиции
в последние годы играет неустанная деятельность присланного Его Святейшеством
Далай-ламой в помощь российским буддистам молодого тибетского монаха дост. геше
Чжампа Тинлея. Непрерывно и вдохновенно передавая буддистам традиционных регионов
и новым буддийским группам послание Далай-ламы1,
геше Тинлей внес и продолжает вносить большой вклад в создание единого буддийского
духовного пространства России.
Особую популярность в последние годы в кругах интересующейся буддизмом интеллигенции
приобретает когда-то наиболее эзотерическое тибетское направление "Великое совершенство"
(тиб. Дзог-па чен-по, или, сокращенно, Дзогчен). Дзогчен доводит до логического
завершения традиционную буддийскую идею о том, что в каждом из нас есть природа
Будды, говоря (как и последователи Чань/Дзен), что самые талантливые люди мгновенно
могут осознать, что являются буддами2.
Привлекательность и амбициозность этой идеи, а также харизматическая личность
и организационный талант неоднократно уже посещавшего нашу страну тибетского
учителя Дзогчен Намкхая Норбу Ринпоче делают сейчас группы дзогченовцев, возможно,
наиболее многочисленными из "новых" буддийских групп.
В последнее время в России, помимо сети центров Намкхая Норбу Ринпоче, подчеркивающего,
что Дзогчен шире буддизма как такового и имеет не только буддийские, но и бонские3
корни, в Москве и Петербурге появились также и общины Дзогчен, более строго
следующие тибетской школе Ньингма.
Некоторые буддийские общины объединены в централизованные
организации: с 1991 года действует Объединение буддистов
Калмыкии, руководимое ныне молодым калмыком американского
происхождения Тэло Ринпоче, получившим тибетское монастырское
образование в Гоман-дацане в Индии. Тэло Ринпоче является сейчас
единственным "отечественным" ламой-перерожденцем. Около 20
"новых" буддийских общин России входят во Всероссийский Центр
дальневосточного буддизма Махаяны, более 20 общин тибетской
традиции Кагью, основанных датским проповедником Оле Нидалом,
объединены в Международную Ассоциацию буддистов школы Карма Кагью
(международной эта ассоциация называется потому, что в нее входят
и несколько общин Украины). В Тыве к 1997 г. тоже сложилась
единая самостоятельная церковь: "Управление Камбу-ламы Тывы".
8 из 12 общин Петербурга объединены в "СПб Союз будистов".
Во всех трех "буддийских" республиках возрождению буддизма
придается значение знаковой системы национальной,
нерусифицированной, культуры и оказывается государственная
поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) вообще
объявлен государственной религией. Однако направить энтузиазм
народа в нужное русло некому, и возрождение буддизма на местах
первоначально понимают как возведение заново разрушенных при
коммунистах храмов. Эти
Между тем средств в воссоздание системы буддийского образования
вкладывается сравнительно мало. Самым важным шагом в этом
направлении является отправка нескольких десятков бурятских,
калмыцких и тувинских юношей на многолетнее обучение в тибетские
буддийские монастыри Индии. Хочется надеяться, что с их
возвращением будет повернута новая страница в истории
традиционного российского буддизма.
Помимо образованных носителей Учения нужна литература, а пока что буддийской
литературы, особенно на национальных языках, очень мало. Первые буддийские книги
на русском языке, начиная со сборника произведений Далай-ламы "Буддизм Тибета",
в 1991 г. издает наше изд-во "Нартанг", оно же начинает
издавать первый буддийский журнал "Нартанг Бюллетень" (с 1995 г. переименованный
в "Буддизм России"). В это же время буддийские идеи эксплуатируются
коммерческими издательствами "эзотерической" и оккультной литературы, некоторыми
тоталитарными сектами, всякого рода жуликами, психически больными людьми и даже
иными полукриминальными группировками, создавая у обывателя странное представление
об этой мировой религии.
Созданный в Бурятии Буддийский институт никак не может
по-настоящему развернуться из-за отсутствия средств,
квалифицированных преподавателей и переводчиков с разговорного
тибетского языка. Подобного же рода проблемы испытывает и филиал
Института Кармапы в Элисте. Переводчики в деле буддийского
образования приобретают первостепенное значение, так как
преподавают Учение в основном иностранцы, как правило
тибетские монахи из Индии. Сейчас тибетские учителя работают во
всех традиционных буддийских регионах, а также в Москве и
Петербурге.
Именно в Петербурге, по-видимому, лекционный процесс
продвигается наиболее успешно, так как глубокие познания и
духовный опыт работающего в Учебном центре СПб. Союза буддистов
дост. геше-лхарамбы Чжамьян Кьенце в сочетании с профессиональной
тибетологической квалификацией переводчика (сотрудницы ИВ РАН
к.и.н. Р.Н.Крапивиной) позволяют адекватно передавать достаточно
сложный материал Учения, что в большинстве других случаев
достаточно проблематично.
В 1991 году впервые открыто посещает буддийские регионы страны Его Святейшество
Далай-лама, даруя Учение и большое посвящение Авалокитешвары. На этот раз верующим
никто не мешает выказать свои чувства: в Калмыкии путь Далай-ламы буквально
устилается свежими розами, в Тыве на всем протяжении движения кортежа от аэропорта
к гостинице улицы полны стоящими на коленях людьми. Со всех концов буддийских
республик на проповеди Его Святейшества стекалось до 30000 человек.
Характерной особенностью буддизма в целом и тибетского буддизма
в частности является отсутствие каких-либо претензий на монополию
Истины и отказ от миссионерской деятельности. Во время своих
визитов в Европу и Россию Его Святейшество Далай-лама не устает
повторять (НБ № 16-17, Октябрь-Ноябрь 1993):
"...есть много различных религий, и каждая из них ценна. В каждой
религии есть свои методы и свое послание человечеству. Есть так
много типов мышления и установок сознания, поэтому чем больше
религий, тем большему количеству людей они могут помочь. У
религий есть и серьезные, фундаментальные различия. Например, в
христианстве, иудаизме, исламе, некоторых индийских религиях есть
вера в Бога, Создателя. В то же время буддизм, джайнизм,
некоторые другие древнеиндийские религии отрицают существование
Бога как создателя. Несмотря на отличия, все эти разные религии
учат нас быть хорошими людьми. Их главное
Вот простой пример: если смотреть внимательно и беспристрастно, в
разных религиозных группах мы увидим много хороших людей. Отсюда
ясно, что, несмотря на различия философий, все религии способны
улучшать людей и от всех религий есть польза человечеству. На
этом можно основывать искреннее взаимное уважение и двигаться к
подлинной гармонии.
По моему опыту, очень важен и личный контакт. Я сам встречался с
Томасом Мертоном и другими братьями и сестрами христианами, с
некоторыми евреями, даже с некоторыми мусульманами. Можно иметь
свою точку зрения на эти религии, но когда мы общаемся лично, то
видим, что результат действия каждой
Я не призываю христиан или мусульман, верующих других религий
принимать буддизм. Напротив, лучше без крайней необходимости не
менять религии и не создавать лишние сложности самим себе и своим
близким. Все религии способны улучшить человека. Мы никого не
обращаем в буддизм. Мы делимся теми духовными ценностями
буддизма, которые помогли бы христианам стать лучшими
христианами,
А. А. Терентьев
1 | Следует отметить расхожее заблуждение, что Далай-ламы являются руководителями тибетской буддийской школы Гелуг. Это не соответствует действительности: главой школы Гелуг является периодически переизбираемый по результатам философских диспутов настоятель монастыря Ганден. Далай-лама же считается духовным главой ВСЕГО тибетского буддизма (подробнее см. "Буддизм России" № 23 за 1994 г.). |
2 | "Мгновенно-то |
3 |
Copyright © Буддизм России 2004. Все права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru