Учение о пустоте, или Запредельная мудрость (санскр.: Prajnаpаramitа1), составило второй этап проповеди Будды
Эдвард Конзе в своей работе The Prajnаpаramitа literature пишет о структуре текста Стотысячной Праджняпарамиты: «Эта сутра распадается на три неравные
Связывая в своем учении шесть Запредельных деяний воедино, Пробужденный вызывает у учеников искренний вопрос: «Как сие возможно?»
И отвечает: «...когда практикуется Запредельная мудрость, когда практикуется Запредельное устойчивое сосредоточение, Запредельное усердие (и т.д.)… нет привязанности к тому, что называется “форма” или
Но далее Победитель заявляет: «Герой Просветления познает кратко и подробно все без исключения элементы бытия».
Так подготавливается тематика фрагмента, публикуемого ниже. Как и в предыдущих фрагментах, здесь приводится полный список всех элементов
Перевод выполнен по Дергескому изданию Кангьюра (том
М. К.
1 | По техническим причинам диакритика при транслитерации санскритских терминов опущена. |
2 | См. в этом номере журнала комментарий Цултим Гьяцо относительно 20 видов |
Субхути спросил:
Победитель, а что такое истинный предел?
Победоносный ответил:
Отсутствие
Если (он) узнает сферу элементов бытия, Герой
Субхути спросил:
Победоносный, а что такое сфера элементов бытия?
Победоносный ответил:
Отсутствие
Познавший таким образом сферу элементов бытия Герой
Субхути спросил:
Победитель, а каким образом познаются все без исключения элементы бытия?
Победоносный ответил:
Надо познать, что все без исключения элементы бытия ни в каком случае не являются обладающими и не являются не-обладающими.
Субхути спросил:
Победитель, эти (два вида): обладающие и не-
Победоносный ответил:
(Все без исключения элементы бытия)
не являются обладающими формой и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими ощущением и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими различением и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими формирующими факторами и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими (первичным) сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими (чувственной способностью) глаза и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими (чувственной способностью) уха и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими (чувственной способностью) носа и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими (чувственной способностью) языка и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими умом и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими зримой формой и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими звуком и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими запахом и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими вкусом и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими осязаемым и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими элементами бытия и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими зрительным сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими слуховым сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими обонятельным сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими вкусовым сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими тактильным сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими умственным сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими ощущением, произошедшим из контакта при участии (чувственной способности) глаза, и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими ощущением, произошедшим из контакта при участии (чувственной способности) уха, и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими ощущением, произошедшим из контакта при участии (чувственной способности) носа, и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими ощущением, произошедшим из контакта при участии (чувственной способности) языка, и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими ощущением, произошедшим из контакта при участии (чувственной способности) тела, и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими ощущением, произошедшим из контакта при участии (чувственной способности) ума, и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими первоэлементом земли и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими первоэлементом воды и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими первоэлементом огня и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими первоэлементом ветра и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими первоэлементом пространства и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими первоэлементом сознания и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими неведением и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими формирующими факторами и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими первичным сознанием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими
не являются обладающими источниками (сознания) и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими влечением и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими цеплянием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими жизнью и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими рождением и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими старостью и смертью и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими пустотой внутреннего и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой внешнего и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой внутреннего-внешнего и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой пустоты и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой великого и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой высшего и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой обусловленного и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой не-обусловленного и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой выходящего за пределы крайностей и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой не имеющего начала и конца и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой того, что не следует оставлять, и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой самосущности явлений и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой всех элементов бытия и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой собственных признаков (предметов) и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой необъективируемого и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой небытия предметов и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой самой природы (вещей) и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими пустотой самой природы небытия предметов и не являются не-обладающими (ею);
не являются обладающими четырьмя видами установления внимательности и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя истинными отказами и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя опорами чудодейственного и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими пятью способностями и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими пятью силами и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими семью звеньями Просветления и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими восемью звеньями пути святого и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя святыми истинами и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя стадиями устойчивого сосредоточения и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя безмерными (чувствами) и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя видами (медитативного) погружения без формы и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими (восемью) полными освобождениями и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими девятью последовательно пребывающими (медитативными) погружениями и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими “дверьми” полного Освобождения: пустотой, отсутствием признаков, отсутствием чаяний и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими ясновидениями и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими сосредоточениями и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими “дверьми” удержания и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими десятью силами Так-Ушедшего и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя бесстрашиями и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими четырьмя истинными знаниями индивидуального и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими великим состраданием и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими восемнадцатью качествами, нераздельно принадлежащими Пробужденному, и не являются не-обладающими (ими);
не являются обладающими плодом пребывания в потоке и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими плодом однократного возвращения и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими плодом не-возвращения и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими состоянием Победителя-врагов и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими собственным Пробуждением и не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими Всезнанием путей не являются не-обладающими (им);
не являются обладающими Всеведением и не являются не-обладающими (им).
Они не являются обладающими сферой обусловленного и не являются не-обладающими (ею); не являются обладающими сферой не-обусловленного и не являются не-обладающими сферой не-обусловленного.
Если говорить, почему это так, то обладающее чем-то или не-обладающее им таковой природы не имеет, и отсутствие природы (некоего) чего-
Таким образом надо познать все без исключения элементы бытия.
Субхути, вот
Copyright © Буддизм России 2004. Все права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru