Во время своего визита в Петербург в мае 1993 г. глава Тибетского центра Гамбурга геше Тубтен Наванг любезно согласился ответить на несколько вопросов "Нартанг Бюллетеня" и высказал свое мнение о соблюдении обетов и заповедей.
"Нартанг Бюллетень": В последние годы различные Учителя проводили передачу
Учения и посвящений в нашей стране. В этой связи у нас
зачастую возникают неясности относительно обетов и
заповедей, которые мы должны соблюдать после получения
посвящения. В частности, какие обеты и обязательства будут
взяты на себя теми, кто получит от Вас дженанг Манджушри?
Тубтен Наванг: Существует множество различных посвящений и передач, в
частности подразделяемых по четырем основным классам тантр.
Во время многих посвящений принимаются тантрийские обеты и
обязательства и, конечно, во всех случаях принимается обет
НБ: Отличаются ли
требования разных тибетских школ относительно обетов и
обязательств при посвящении? Возможно ли получить
посвящение, не приняв соответствующие обеты?
ТН: Что касается
способа, каким дается посвящение, то он в основном зависит
от самого Учителя, так как линии передачи посвящений не
связаны прямо с теми или иными школами. Например, у нас в
школе Гелуг передаются посвящения, пришедшие и из Кагью, и
из Ньингма, и из Сакья. Какие именно обеты и обязательства
должен взять на себя ученик, получающий
НБ: Первой из "вторичных заповедей" (yan-lag-gi dam-tsig),
которую мы повторяем в "Шестиразовой йоге" после получения
посвящения, в Ануттара-йога тантре является запрет
употребления вина. Насколько строго следует соблюдать эту
заповедь?
ТН: Данная заповедь имеет отношение прежде всего к
тем, кто принял в полном объеме все пять обетом мирянина,
включая обет не пить, или же принял монашеское посвящение,
ну и, конечно, те, кто получает посвящение в Калачакру,
принимают при этом особое обязательство не употреблять
алкоголя. Вообще же, в Ануттара-йога тантрах иногда
употребление алкоголя даже
НБ: То есть эта заповедь относится
исключительно к тем, кто принял пятый обет мирянина или
обеты монаха?
ТН: Нет, она относится, конечно, ко всем. Но
некоторые людские слабости победить трудно. Например, в
Тибете есть монахи и монахини, которые с детства привыкли
нюхать табак. Монастырские правила не дозволяют этого, но
эти люди теряют ясность ума, если некоторое время сидят без
табака. Поэтому, несмотря на запрет, они возьмут понюшку
НБ: Ген Ринпоче, Вы уже
второй раз в С.-Петербурге. Каковы Ваши впечатления, и не
дадите ли Вы нам духовный совет?
ТН: Мне очень приятно, что в
вашей стране многие интересуются Дхармой. Конечно, из-за
политики подавления религии в недавнем прошлом у ваших
буддийских священнослужителей не хватает знаний. Поэтому
зачастую религиозная практика сводится к выполнению
ритуалов, смысл которых самим выполняющим неизвестен. Сейчас
очень важно, чтобы молодое поколение получило хорошее
образование. Спасибо.
Copyright © Буддизм России 2004. Все права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru