Ќейчунг  утэн-ла – медиум √осударственного оракула “ибета
("Ѕуддизм –оссии" є 28, с. 20-23)

ƒост. “убтэн Ќгодуб за своей работой в монастыре Ќэйчунг. 1984 г.

ќдним из главных божеств-защитников буддизма и “ибета со времен √уру ѕадмасамбхавы €вл€етс€ ѕехар. ќдно из основных п€ти про€влений ѕехара – ƒорже ƒрагдэн считаетс€ √осударственным оракулом “ибета – и доступно дл€ общени€ через медиума – из ньингмапинского монастыр€ Ќэйчунг. “ибетское правительство и высшее духовенство обращаютс€ за советами к ƒорже ƒрагдэну довольно часто, и ƒалай-лама говорит, что его предсказани€ всегда верны.
ќб истории нынешнего медиума рассказывает Ўарпа “улку V:
"ѕредыдущим медиумом был дост. Ћозанг ∆игме – тринадцатый в линии √осударственных медиумов из Ќэйчунга. ¬ 1959 году, вследствие китайского вторжени€ и репрессий, он вынужден был покинуть “ибет, но продолжал выполн€ть свои об€занности медиума, √осударственного оракула, в »ндии вплоть до своей смерти в 1984 г. ¬скоре после его кончины ≈го —в. ƒалай-лама составил специальные молитвы дл€ обнаружени€ нового медиума. Ёти молитвы с великой верой читались монахами монастыр€ Ќэйчунг и других религиозных центров тибетской общины.
—ледующей весной при совершении специального ритуала перед св€щенной статуей оракула один из монахов Ќэйчунга – дост. “убтэн Ќгодуб – самопроизвольно вошел в транс. ќб этом случае было немедленно доложено ≈го —в€тейшеству. ƒост. “убтэн Ќгодуб был приглашен в резиденцию ≈го —в€тейшества и получил наставление совершить созерцание мандалы ’а€гривы с множеством повторений мантры, огненных подношений и т.д. ¬се было выполнено согласно наставлени€м. ѕосле этого ≈го —в€тейшество предложил дост. “убтэну Ќгодубу войти в транс в ≈го присутствии, во врем€ которого ≈го —в€тейшество испытал нового медиума, следу€ традиции.
«атем 22 ма€ в храме “егчен „ойлинг (главном храме ƒхарамсалы) дост. “убтэн Ќгодуб официально осуществил транс в присутствии ≈го —в€тейшества, членов правительства, представителей “ибетской народной ассамблеи, а также высших лам и монахов. Ёто было его первым официальным публичным по€влением в традиционном костюме ќракула Ќэйчунга. 4 сент€бр€ 1985 г. на аудиенции у ≈го —в€тейшества ƒалай-ламы он был официально возведен на трон как „етырнадцатый ћедиум Ќэйчунга.
ƒост. “убтэн Ќгодуб родилс€ в ѕари в “ибете. ≈го отец – „жамь€н  унсанг – потомок знаменитого ламы-тантриста Ќга-дак Ќь€нг-рэлва из школы —акь€.
ѕосле вторжени€  ита€ “убтэн Ќгодуб со своей семьей оказалс€ среди беженцев в »ндии. ¬ 1971 г. он стал монахом монастыр€ Ќэйчунг, восстановленного в ƒхарамсале. «десь он прошел строгую школу духовной и художественной традиции этого монастыр€. ѕосле окончани€ обучени€ он был назначен старшим по ритуалам. »менно во врем€ службы в этом качестве св€тые силы избрали его „етырнадцатым ћедиумом государственного ќракула Ќэйчунга."
¬ окт€бре 1997 г. ќракул посетил –оссию по приглашению президента  алмыкии.


»нтервью с ќракулом Ќэйчунга
ћосква, 22 окт. 1997

ќракул Ќэйчунга в трансе.

¬.ќднажды в лекции геше “инлэ€, отец которого тоже был оракулом, € услышала, что опыт оракулов в “ибете может некоторым образом подтверждать наличие перерождений. Ётот опыт и переживани€ столь особенны, может быть, сходны с процессами умирани€... „то думаете об этом ¬ы, может ли ¬аш опыт €вл€тьс€ доказательством теории перерождений?
ќ.я не могу точно сказать, правильно это или неправильно, но, на мой взгл€д, если вы основываете свои воззрени€ на перерождени€ на таком процессе, это не будет в достаточной степени согласовыватьс€ с буддийским учением.  онцепци€ перерождени€ основываетс€ на очень тонком уровне сознани€, которое, хот€ невечно и непосто€нно, но имеет продолженность. Ётот продолжающийс€ поток наитончайшего сознани€ – субстанци€, котора€ принимает новое рождение. ¬ случае же с трансом оракула – ситуаци€ друга€, поскольку это наитончайшее сознание никуда не переходит. ≈сли основывать теорию перерождени€ на примере с трансом оракула, тогда существо мудрости должно будет остатьс€ в теле оракула, но это не так, ибо мы видим это существо бестелесным.  роме того, когда мы умираем и принимаем перерождение, есть несколько стадий этого процесса: белое видение, €сный свет и т.п. Ќо когда € вхожу в транс, € не имею всех этих переживаний. ¬ практике тантры Ётапа зарождени€ используютс€ процессы умирани€, зарождени€, проделываютс€ практики медитации, имеющие название "применение трех тел на пути"1.
¬.“аким образом, получаетс€, что во врем€ транса в теле пребывают два сознани€?
ќ.≈стественное сознание остаетс€, но становитс€ меньше. ¬ообще, если углубл€тьс€ в эту тему, то ведь есть 51 вид сознани€, но из них одно главное. ¬ рассматриваемых процессах сохран€етс€ основное сознание, поддерживаетс€ главна€ его функци€, и когда существо мудрости овладевает естественным сознанием (риг-па), оно становитс€ как бы беспомощным, недействующим. ” нас есть, например, различные виды сознани€, отвечающие за воспри€тие: зрительное сознание, слуховое, обон€тельное, вкусовое, тактильное и умственное.  огда существо мудрости входит в мое тело, оно овладевает всеми видами чувственного сознани€ изнутри сознани€ умственного.
¬.—овременные ученые не имеют научных объ€снений феномену оракула.  ак ¬ы думаете, что из всего известного ¬ам могло бы €витьс€ убедительным дл€ науки подтверждением существовани€ божества?
ќ. огда божество входит в мое тело, оно носит на себе такие неподъемные по т€жести нар€ды, которые € не способен надевать и носить в обычном состо€нии.  роме того, оно делает предсказани€, и они верны. ≈сли бы не божество, как это могло бы происходить?
¬ообще же, позиции буддизма и современной науки сходны. » в буддизме еще полтора тыс€челети€ тому назад утверждались такие вещи, которые не могли быть доказаны наукой, например существование других планет и солнечных систем. »ли существование бактерий и т.п.: их невозможно было рассмотреть и тем более изучать, а Ѕудда говорил о том, что они существуют. “ак же Ѕудда говорил, что существуют перерождени€.
 то может увидеть перерождение? Ќо, базиру€сь на том, что невозможно увидеть новое рождение человека, мы не можем утверждать, что перерождение не существует. ƒаже некоторые, кто не верит в это, – сталкиваютс€ с тем, что их дети сами говор€т родител€м о своем прошлом рождении, привод€ их в сильное раздражение. ѕодобна же и ситуаци€ с учеными, когда научными исследовани€ми они не могут доказать, что перерождени€ существуют, но не могут и отрицать некоторых фактов.
≈сли вы хотите обосновать веру в перерождени€, вам нужно понимание кармы: закона причинно-следственной св€зи, что не так трудно. Ќапример, можно видеть, как даже дети одних родителей, хот€ обладают одинаковыми генетическими данными, имеют совершенно разные предрасположенности, интеллект и т.д. «начит, каждый из них должен иметь индивидуальные причины дл€ этого. ћы называем это кармой.
¬.—кажите, пожалуйста, от себ€ несколько слов дл€ нашего журнала.
ќ.»ногда в журналах по€вл€етс€ информаци€, котора€ кажетс€ важной, но в действительности не приносит пользы. »ногда, наоборот, какие-то материалы представл€ютс€ неважными, но в действительности полезны.
ƒл€ основных религий, которые признаютс€ российским правительством: христианства, ислама, буддизма и иудаизма, важно при различном понимании религии сохран€ть гармоничные отношени€ друг с другом, и дл€ этого имеет значение де€тельность журналистов.
¬.ѕо поводу проблемы гармоничных отношений в религии: порой бывает трудно разобратьс€, кака€ из религиозных традиций €вл€етс€ аутентичной и кака€ нет. » в буддизме по€вл€ютс€ личности, которые твор€т новые варианты традиции. ≈сть ли какой-то критерий, в соответствии с которым легко было бы разобратьс€, что €вл€етс€ насто€щим ”чением?
ќ.≈сли можно проследить линию данного ”чени€ до самого Ѕудды или если известно, что эта традици€ существовала столети€ми и принесла люд€м, ее практиковавшим, много пользы, то это авторитетное ”чение. Ќо на прот€жении веков ”чение могло искажатьс€. ¬ этом плане нужно знать, например, что Ѕудда не утверждал необходимость обращени€ всех людей в буддизм, скорее, из великого милосерди€ ќн давал ”чение тем, кому оно было необходимо.
” нас в “ибете существуют четыре основные традиции буддизма: ньингма, сакь€, гелуг, кагью и тибетска€ религи€ бон. ƒл€ всех четырех школ корнем €вл€етс€ ƒхарма Ѕудды. √уру ѕадмасамбхава принес буддизм в “ибет, – так возникла ньингма, – но корнем было ”чение Ѕудды. ѕозднее ћарпа принес учени€ из »ндии, – так возникла кагью, – но и ее корнем было ”чение Ѕудды. ”чение Ѕудды Ўакь€муни могло изменить формы из-за различи€ в предрасположенност€х, способност€х, заслугах людей.
» так во всех религи€х, ведь все они по€вились в свое врем€ из-за €влени€ в мир просветленных существ, которые хотели принести люд€м пользу, научить их добру. » мы видим, что люди, занимающиес€ религиозной практикой, чувствуют себ€ намного более счастливыми и спокойными.
¬ качесте отрицательного примера можно привести геше  элсан √ь€цо, который инициировал другой вид традиции, секты, в которой Ѕудда Ўакь€муни рассматриваетс€ как первый ”читель, лама ÷онкапа – как второй Ѕудда, а третий Ѕудда – он сам; а как воплощение ћанджушри рассматриваетс€ дух-охранитель ƒорже Ўугдэн. ѕоскольку он не основывает свое учение на том, чему в действительности учил Ѕудда, – это нечто новообразованное, – такое учение не будет успешным, а, скорее, может быть вредным.
¬ последнее врем€ по€вл€лось также много ”чителей, которые учат, что не надо практиковать никаких традиций, кроме их собственной. Ёто приводит к недопониманию, поскольку можно подумать, что, если ты получил посв€щение в какую-то традицию, скажем гелуг, то тебе не разрешаетс€ и даже запрещаетс€ получать учени€ в традиции сакь€, ньингма и кагью. Ёто совершенно неверно. ≈динственно, что тут резонно, это то, что, практику€ ньингма, мы не должны смешивать это с практикой гелуг и т.п. Ќо сам практикующий должен быть способным понимать и практиковать все различные традиции.
¬.ћожет ли случитьс€, что, как столети€ тому назад, кто-то сможет создать новую традицию, как јтиша, например?
ќ.ѕеред приходом јтиши в “ибет буддизм был разрушен, и существовала необходимость восстановлени€. »менно јтиша заново начал распростран€ть буддизм в “ибете, передава€ ѕрибежище, обеты и т.д. ƒл€ тибетцев тогда это было новым ”чением, но дл€ самого јтиши оно не было новым – это было просто ”чение Ѕудды. ¬ообще же, если говорить о новых учени€х, нужно помнить, как учил Ѕудда, – он учил разных людей, имеющих 84 тыс€чи различных омрачений сознани€, 84 тыс€чам противо€дий от этих омрачений. ≈сли этого недостаточно и в наши дни найдутс€ новые типы омрачений, новое учение может быть создано, но необходимо, чтобы оно основывалось на ”чении ѕробужденного.

»нтервью вз€ла ћ.  ожевникова


1 ѕодробнее об этом процессе см. Ѕ– є 27, с. 9-14.

Copyright © Ѕуддизм –оссии 2004. ¬се права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru