Одним из главных
божеств-защитников буддизма и Тибета со времен Гуру Падмасамбхавы является
Пехар. Одно из основных пяти проявлений
Об истории нынешнего медиума рассказывает Шарпа Тулку V:
"Предыдущим медиумом был дост. Лозанг
Следующей весной при совершении специального ритуала перед священной
статуей оракула один из монахов
Затем 22 мая в храме Тегчен Чойлинг (главном храме Дхарамсалы) дост. Тубтэн
Нгодуб официально осуществил транс в присутствии Его Святейшества, членов
правительства, представителей Тибетской народной ассамблеи, а также высших
лам и монахов. Это было его первым официальным публичным появлением в
традиционном костюме Оракула Нэйчунга. 4 сентября 1985 г. на аудиенции у
Его Святейшества Далай-ламы он был официально возведен на трон как
Четырнадцатый Медиум Нэйчунга.
Дост. Тубтэн Нгодуб родился в Пари в Тибете. Его
После вторжения Китая Тубтэн Нгодуб со своей семьей оказался среди беженцев
в Индии. В 1971 г. он стал монахом монастыря Нэйчунг, восстановленного в
Дхарамсале. Здесь он прошел строгую школу духовной и художественной традиции
этого монастыря. После окончания обучения он был назначен старшим по
ритуалам. Именно во время службы в этом качестве святые силы избрали его
Четырнадцатым Медиумом государственного Оракула Нэйчунга."
В октябре 1997 г. Оракул посетил Россию по приглашению президента Калмыкии.
В.Однажды в лекции геше Тинлэя, отец которого тоже был
оракулом, я услышала, что опыт оракулов в Тибете может некоторым образом
подтверждать наличие перерождений. Этот опыт и переживания столь особенны,
может быть, сходны с процессами умирания... Что думаете об этом Вы, может
ли Ваш опыт являться доказательством теории перерождений?
О.Я не могу точно сказать, правильно это или неправильно, но, на
мой взгляд, если вы основываете свои воззрения на перерождения на таком процессе,
это не будет в достаточной степени согласовываться с буддийским учением. Концепция
перерождения основывается на очень тонком уровне сознания, которое, хотя невечно
и непостоянно, но имеет продолженность. Этот продолжающийся поток наитончайшего
В.Таким образом, получается, что во время транса в теле
пребывают два сознания?
О.Естественное сознание остается, но становится меньше.
Вообще, если углубляться в эту тему, то ведь есть 51 вид сознания, но из них
одно главное. В рассматриваемых процессах сохраняется основное сознание,
поддерживается главная его функция, и когда существо мудрости овладевает
естественным сознанием (риг-па), оно становится как бы беспомощным,
недействующим. У нас есть, например, различные виды сознания, отвечающие за
восприятие: зрительное сознание, слуховое, обонятельное, вкусовое,
тактильное и умственное. Когда существо мудрости входит в мое тело,
оно овладевает всеми видами чувственного сознания изнутри сознания
умственного.
В.Современные ученые не имеют научных объяснений феномену
оракула. Как Вы думаете, что из всего известного Вам могло бы явиться
убедительным для науки подтверждением существования божества?
О.Когда божество входит в мое тело, оно носит на себе такие
неподъемные по тяжести наряды, которые я не способен надевать и носить в
обычном состоянии. Кроме того, оно делает предсказания, и они верны. Если бы
не божество, как это могло бы происходить?
Вообще же, позиции
буддизма и современной науки сходны. И в буддизме еще полтора тысячелетия
тому назад утверждались такие вещи, которые не могли быть доказаны наукой,
например существование других планет и солнечных систем. Или существование
бактерий и т.п.: их невозможно было рассмотреть и тем более изучать, а Будда
говорил о том, что они существуют. Так же Будда говорил, что существуют
перерождения.
Кто может увидеть
перерождение? Но, базируясь на том, что невозможно увидеть новое рождение
человека, мы не можем утверждать, что перерождение не существует. Даже
некоторые, кто не верит в
Если вы хотите обосновать
веру в перерождения, вам нужно понимание кармы: закона причинно-следственной
связи, что не так трудно. Например, можно видеть, как даже дети одних
родителей, хотя обладают одинаковыми генетическими данными, имеют совершенно
разные предрасположенности, интеллект и т.д. Значит, каждый из них должен
иметь индивидуальные причины для этого. Мы называем это кармой.
В.Скажите, пожалуйста, от себя несколько слов для нашего
журнала.
О.Иногда в журналах появляется информация, которая кажется важной,
но в действительности не приносит пользы. Иногда, наоборот, какие-то
материалы представляются неважными, но в действительности полезны.
Для основных религий,
которые признаются российским правительством: христианства, ислама, буддизма
и иудаизма, важно при различном понимании религии сохранять гармоничные
отношения друг с другом, и для этого имеет значение деятельность
журналистов.
В.По поводу проблемы гармоничных отношений в религии: порой
бывает трудно разобраться, какая из религиозных традиций является
аутентичной и какая нет. И в буддизме появляются личности, которые творят
новые варианты традиции. Есть ли какой-то критерий, в соответствии с которым
легко было бы разобраться, что является настоящим Учением?
О.Если можно проследить линию данного Учения до самого Будды или
если известно, что эта традиция существовала столетиями и принесла людям, ее
практиковавшим, много пользы, то это авторитетное Учение. Но на протяжении
веков Учение могло искажаться. В этом плане нужно знать, например, что Будда
не утверждал необходимость обращения всех людей в буддизм, скорее, из
великого милосердия Он давал Учение тем, кому оно было необходимо.
У нас в Тибете существуют
четыре основные традиции буддизма: ньингма, сакья, гелуг, кагью и тибетская
религия бон. Для всех четырех школ корнем является Дхарма Будды. Гуру
Падмасамбхава принес буддизм в
И так во всех религиях,
ведь все они появились в свое время из-за явления в мир просветленных
существ, которые хотели принести людям пользу, научить их добру. И мы видим,
что люди, занимающиеся религиозной практикой, чувствуют себя намного более
счастливыми и спокойными.
В качесте отрицательного
примера можно привести геше Кэлсан Гьяцо, который инициировал другой вид
традиции, секты, в которой Будда Шакьямуни рассматривается как первый
Учитель, лама
В последнее время
появлялось также много Учителей, которые учат, что не надо практиковать
никаких традиций, кроме их собственной. Это приводит к недопониманию,
поскольку можно подумать, что, если ты получил посвящение в какую-то
традицию, скажем гелуг, то тебе не разрешается и даже запрещается получать
учения в традиции сакья, ньингма и кагью. Это совершенно неверно.
Единственно, что тут резонно, это то, что, практикуя ньингма, мы не должны
смешивать это с практикой гелуг и т.п. Но сам практикующий должен быть
способным понимать и практиковать все различные традиции.
В.Может ли случиться, что, как столетия тому назад, кто-то
сможет создать новую традицию, как Атиша, например?
О.Перед приходом Атиши в Тибет буддизм был разрушен, и
существовала необходимость восстановления. Именно Атиша заново начал
распространять буддизм в Тибете, передавая Прибежище, обеты и т.д. Для
тибетцев тогда это было новым Учением, но для самого Атиши оно не было
Интервью взяла М. Кожевникова
1 | Подробнее об этом процессе см. БР № 27, с. 9-14. |
Copyright © Буддизм России 2004. Все права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru