Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Далай-Лама




Инь-Янь

Проблемы. Дорже Шугден. Жизнь сложна. ("Буддизм России" № 31, с. 66-67).


В июне 1999 г. магазины духовной литературы в Москве и родственные им заведения: клубы и т.д., а также соответствующие московские газеты были наводнены объявлениями о появлении в России новой буддийской традиции.

"Буддизм традиции "Новая Кадампа" – в России
Геше Келсанг Гьяцо, основатель традиции "Новая Кадампа", родился в Тибете в 1931 году и в 8-летнем возрасте стал буддийским монахом. Он обучался у многих опытных наставников, в том числе у Тричжанг Ринпоче. Покинув Тибет в 1959 году, последующие 18 лет он посвятил в основном медитативной практике. В 1977 году геше Келсанг был приглашен в Англию и 10 лет преподавал в Манджушри, крупном буддийском центре на северо-востоке Англии. В январе 1987 года он приступил к 3-летнему ритриту в Шотландии. Затем геше Келсанг основал традицию Новая Кадампа, придавшую четкую направленность всем центрам под его духовным руководством. За последние 8 лет традиция быстро распространилась, и ныне существует около 300 центров в 20 странах.
Ядро традиции составляют три учебные программы, самая интенсивная из них – программа подготовки буддийских учителей. Эта программа рассчитана на несколько лет. В настоящее время учителями являются в основном англичане, но во многих странах проходят подготовку ученики, которые возьмут на себя ответственность за дальнейшее развитие традиции.
Буддийский монах Ген Шераб (представитель геше Келсанга в России) подготовил многих учителей в Голландии, Бельгии и Франции.
Ген Шераб проведет лекционно-практический курс..."


Реальные коллизии жизни зачастую оказываются неожиданнее и сложнее, чем самые изысканные повороты нашей фантазии. Геше Келзанг Гьяцо, ученик Триджанга Ринпоче (младшего учителя Далай-ламы) – превосходный знаток Дхармы, живущий в Англии, известен целым рядом замечательных книг – лекций по центральным темам буддийского учения, тщательно, грамотно и с любовью изданных его учениками. Здесь и его комментарии на Бодхичарья-аватару Шантидевы, и на Сутру сердца Праджняпарамиты, и на Мадхъямика-аватару, и на Ритуал почитания Учителя (Гуру-йогу), и на ваджраянские циклы материнских тантр. Смотрите: все, над чем работают в школе Гелуг, на Западе уже сделано?! – казалось бы, бери и пользуйся! Плюс действующая система буддийского образования, к которой тоже можно подключиться. Но...
Но, если приглядеться внимательнее к организации, созданной геше (а называется она "Новая Кадампа"), начинаешь чувствовать себя несколько странно. Уже само название это вызывает вопрос: "кадам", школа, основанная Атишей, со времен Чже Цонкапы называется "гелуг". Следовательно, уже название школы дост. Келзанг Гьяцо противопоставляется ныне действующей церкви Гелуг. Далее, почти в каждой книге изд-ва "Тхарпа", принадлежащего "Новой Кадампе", есть материал о Духе-Защитнике – Дорчже Шугдене (подробнее см. наши материалы в прошлых номерах "БР") – воплощении средневековых сектантских идей и непримиримых позиций, публичное почитание которого в последнее десятилетие всё интенсивнее осуждается Его Святейшеством Далай-ламой.
Сейчас уже индийская полиция установила, что, как и предполагалось, именно тибетские поклонники Дорчже Шугдена совершили убийство директора философской школы в Дхарамсале – дост. Ловсан Гьяцо и двух его учеников (подробнее см. наш материал в "БР". Весна 1997, № 27). По сообщению тибетских источников, полицией был найден список лам из 18 имен, которых намеревались убить заговорщики, в их числе есть и Далай-лама, заботу о безопасности которого тибетскому правительству пришлось утроить.
Разумеется, никто не обвиняет самого геше Келзанг Гьяцо в совершении или инспирировании этих преступлений, однако моральная ответственность за происшедшую трагедию не может быть снята ни с одного из лидеров секты.
Теперь, когда начинается реклама деятельности секты "Новая Кадампа" в России, мы настоятельно рекомендуем тем, кто, привлеченный словами "Тибет", "буддизм" и т.п., придет по объявлению слушать лекции Ген Шераба (представителя геше Келсанга в России): имейте в виду, что Вас будут вербовать в изолированную экстремистскую секту, парадоксально сочетающую формально прекрасную систему буддийского образования с деятельностью, содержательно направленной против главы тибетского буддизма Его Святейшества Далай-ламы.

А.Терентьев
Приводим по этому поводу выдержку из интервью Его Св. Далай-ламы в США осенью 1998 г.
"В отношении Догьяла (Шугдэна) – хорошо, что вы уделили этому внимание. Я принял такое решение, поскольку эта практика остаётся противоречивой на протяжении более чем трёхсот лет, со времён 5-ого Далай-ламы. В случае Кьябчже Пабонки Ринпоче, это был настоящий лама и великий обладатель учений Ламрима и Лочжонг. Также и Кьябчже Тричжанг Ринпоче, один из моих коренных учителей, был действительно несомненным Учителем. Но в отношении поклонения Шугдэну практика этих лам полностью была иной, так как они предпринимали это с духовной верой. Тем не менее, их ученики и последователи не обладают такими духовными реализациями и стандартами, которыми обладали их учителя, и доверяются обычному гневному мирскому духу, подчиняя себя ему физически и ментально. Это противоречит основным принципам буддизма самого по себе и, в частности, традициям великого ламы Цонкапы и его духовных сыновей. ...Во-вторых, совершенно ясно, что этот дух находится в конфликте с тибетским правительством. Отвлекитесь от остального. Во время, когда 13-ый Далай-лама отошёл в иной мир, именно Шугдэн, и только он, среди всего населения, людского и божественного, приветствовал это. Это ясно отмечено в биографии Кьябчже Пабонки Римпоче.
Из недавних расследований индийской полиции весьма очевидно, что монахи из монастыря Сэра Мэ и некоторые монахи из Дома Доканг в Ганден Шарцзе, пришедшие из Тибета, были вовлечены в жестокое убийство почтенного Ловсанга Гьяцо. Все шестеро вернулись в Тибет; похоже, что некоторые также были из Чатренга и один или двое из Литанга. Это то, что я узнал. Все они были вновь прибывшими из Тибета. Мне жаль их, поскольку они могли не иметь таких намерений, когда только пришли из Тибета. ...Некоторые странные люди, живущие в Индии, пытались привлекать традиционно одетых тибетцев, прибывших из Тибета, деньгами или индоктринацией. В результате происходят такие печальные события. Но, с нашей стороны, задача состоит в том, чтобы сообщать людям правду, а вовлекаться в физические конфликты или драки бесцельно. ...Внутри своей общины мы не должны дурно обходиться с последователями Шугдэна."

"Традиция Новой Кадампы" – культ Дордже Шугдена проник в Россию!
("Буддизм России" № 32, с. 63-64)


Культ Дордже Шугдена и история его отправления – одна из скандальных и, не побоимся этого слова, трагических страниц в истории современного тибетского буддизма. Вероятно, впервые буддисты столкнулись с экстремистским течением, имеющим на своем счету уже и жертвы (недавнее убийство в Дхарамсале преподобного Ловсанга Гьяцо и двух его юных учеников). Культ Дордже Шугдена наносит вред политической борьбе тибетцев за возвращение на родину и, главное, извращает само Учение Будды Шакьямуни, сводя доктрину этой сверхрелигии к простому почитанию зловредного духа, ставя его в один ряд с высшими трансцендентальными существами.
В этом письме мы не будем подробно рассматривать сущность культа Дордже Шугдена, пышно названного "традицией новой Кадампы". Мы только опишем, как действуют на территории России его последователи.
Первое. Представляя себя, они говорят только об "обновленной Кадампе", называют ее творца – тибетского монаха Келсанга Гьяцо – "однокашника Далай-ламы, который имеет с ним некоторые расхождения по поводу развития тибетского буддизма в современном мире".
Они приводят слова Келсанга Гьяцо о том, что Его Святейшество якобы слишком много уделяет времени политической борьбе в ущерб духовной практике, что борьба за возвращение тибетцев на родину является ошибкой. "Если кармически мы оказались в таких обстоятельствах, то и следует жить и работать в них. Не следует буддисту проявлять столь сильную привязанность к земле, даже если это священная земля Тибета. Конечно, Далай-лама вынужден в силу исторических обстоятельств и возложенной на его плечи миссии главы государства уделять этому вопросу определенное время, но все же он пренебрегает духовной практикой". Далее приводится рассуждение о том, что традиционные тибетские учителя слишком долго учат своих западных последователей. Необходимо передавать Учение западному человеку не по тем "архаичным" правилам, которые традиционно сложились в Тибете и хороши лишь для "неграмотных тибетцев".
Второе. При объявлении публичных лекций и посвящений нигде не говорится о том, что лама намерен давать посвящение в культ Дордже Шугдена. Это выясняется лишь в самом конце лекции, в последний момент, когда видно, что за аудитория собралась на мероприятие. Заранее объявляется лишь о посвящении Амитаюса и практике долгой жизни.
Третье. Очень характерно, что во время лекции по основам буддизма не упоминается ни имя Будды Шакьямуни, ни четыре благородные истины, не говорится ни о сострадании, ни об освобождении как о цели буддийской практики. Все сводится лишь к "психотерапии": в результате исполнения той или иной практики ваша жизнь становится более комфортной, вы не расстраиваетесь по пустякам и учитесь более мудрому взгляду на жизнь. (хотя нет, в лекции все же было упомянуто один раз имя Будды Шакьямуни в таком контексте: "Представьте себя в виде любого существа, которому вам хотелось бы подражать, например в виде Христа, Будды Шакьямуни или Ганди" – ?!).
Лекции и посвящения в культ Дордже Шугдена в России проводит лама Ген Келсанг Шераб – англичанин по происхождению, рукоположенный геше Келсангом Гьяцо – основателем "новой традиции Кадампы".
На русском языке уже издана книга Келсанга Гьяцо "Введение в буддизм"1.
Напомним, что в настоящее время духовные мастера всех четырех школ тибетского буддизма категорически не поддерживают практику Шугдена. Нынешний глава традиции Сакья в своем письме к Ассамблее депутатов тибетского народа писал: "Сегодня ни один монастырь или центр Сакья не проводит практику Шугдена". Он сказал, что его коренные гуру, такие как покойный Кенчен Дордже Чанг Нгор Кангзар, покойный кхенчен Наванг Йонтен Гьятцо и многие другие реализовавшиеся ламы линии Сакья, делали искренние шаги, чтобы отвратить людей от практики Шугдена, и что они вынесли Шугдена за пределы монастырей Сакья. В школах Кагью и Ньингма Шугден предан анафеме! Совершенно ясно, что духовные мастера всех четырех школ тибетского буддизма не поддерживают практику Шугдена (цитировано по: "The Worship of Shugden, Documents Related to a Tibetan Controversy", Department of Religion and Culturе.Central Tibetan Administration Dharamsal., India).
Его Святейшество Далай-лама прямо осудил культ Шугдена, сказав, что он наносит большой вред решению проблемы Тибета, угрожает непосредственно самому Далай-ламе и, главное, – нарушает гармонию, извращает суть буддизма и ведет его к вырождению в примитивный анимистический культ.
Знайте, что, принимая посвящение в культ Шугдена, вы получаете не буддийское тантрическое посвящение (как декларируют его последователи), а вступаете в область "земной магии", подключаетесь к почитанию зловредного и мстительного низшего духа.
Посылая вам это письмо, мы хотели экстренно сообщить о начавшейся активной работе последователей культа Дордже Шугдена на территории России. Положение буддизма в России и так достаточно сложно, поэтому не хотелось бы повторения у нас печальной истории с сектой "Аум Синрике". Если вы заинтересованы в получении на русском языке материалов и документов по этому вопросу, сообщите нам по e-mail. Будем признательны, если вы распространите эту информацию среди всех заинтересованных лиц.

С уважением,
Борис Бойко,
руководитель Дхарма-центра
Чагдуда Тулку Ринпоче в Москве
От редакции:
О культе Шугдена и связанных с ним проблемах вы можете прочитать в БР № 26 – осень 1996. Большое значение придает осуждению культа Шугдена как вредного духа и не упомянутый в статье Бойко Учитель Дзогчен Намкхай Норбу Римпоче.


1 Геше Келсанг Гьяцо. Введение в буддизм. СПб., 1999. – Первая книга, изданная в России сторонниками скандально известного тибетского геше, проживающего в Великобритании, – проповедника вредного духа Шугдена, основателя фонда защитников Шугдена. (Именно с этим фондом связывают убийства директора Ин-та буддийской диалектики в Дхарамсале Ловсан Гьяцо и двух монахов – см. БР №26, 1996. Также о распространении организации Келсанга Гьяцо "Новая Кадам" в России см. БР №31.) Издатели книги Келсанга Гьяцо в России из скромности захотели остаться неизвестными, но нам известно, что несколько лет назад – уже после произошедших в Дхарамсале трагических событий – эту книгу начинало готовить изд-во "Утпала", оно же – редакция журнала "Orient", то есть Е.Хамаганова (Санкт-Петербург).

 

вернуться назад