Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Далай-Лама




Инь-Янь

Заявление Его Святейшества Далай-ламы по случаю 45-й годовщины Дня тибетского народного восстания

10.03.2004


10 марта 2004
Сегодня мы отмечаем 45-ю годовщину Тибетского народного восстания 1959 года. Почтим память многих храбрых мужчин и женщин Тибета, отдавших свои жизни за свободу своей Родины. О них всегда будут помнить.
В этом году исполняется 50 лет моего визита в континентальный Китай для встречи с китайскими лидерами, в особенности Мао Цзе-дуном. Я очень хорошо помню, как собирался в это путешествие, с глубоким беспокойством о будущем Тибета. Все лидеры, с которыми я встречался, уверяли, что китайское присутствие в Тибете задумано во благо Тибета, чтобы «помочь его развитию». В Китае я также познакомился с интернационализмом и социализмом, что произвело на меня глубокое впечатление. И я вернулся в Тибет с оптимизмом и верой в возможность достижения мирного и взаимовыгодного сосуществования. К сожалению, вскоре после моего возвращения Китай погрузился в полосу политической нестабильности, вызванной радикальными политическими кампаниями. Это сделало китайскую политику в Тибете более репрессивной и жёсткой, что в конце концов и привело к Тибетскому народному восстанию в марте 1959.
Я надеюсь, что в этом году может произойти решительный прорыв в наших отношениях с китайским правительством. Как и в 1954 году, я намерен испытать все возможности, чтобы найти взаимоприемлемое решение, которое отвечало бы потребностям Китая, и в то же время позволило бы тибетскому народу жить достойно, свободно и мирно. Несмотря на десятиления разлуки, тибетский народ продолжает видеть во мне источник веры и надежды. Я ощущаю громадную ответственность, свободно выступая от его имени. Тот факт, что президент Ху Джин-тао лично знает ситуацию и проблемы Тибета, может послужить положительным фактором при решении тибетского вопроса. Поэтому я хотел бы встретиться с сегодняшними лидерами Китайской Народной Республики и попытаться найти взаимоприемлемое решение проблемы Тибета.
Мои посланники установили прямой контакт с китайским правительством во время двух поездок в Китай, в сентябре 2002 и в мае/июне 2003. Это положительное и желанное продвижение было инициировано во времена президента Цзянь Цзе-мина. Проблема Тибета сложна и крайне важна и для тибетского и для китайского народов. Следовательно, она требует внимательного изучения и размышления с обеих сторон — до принятия каких-либо решений. Однако, я считаю крайне важным сохранить имеющийся импульс для того, чтобы интенсифицировать и углубить этот процесс в личных встречах и предметных обсуждениях. Это единственный способ рассеять существующее недоверие и недоразумения и построить доверительные отношения.
Соответственно, я дал указания моим посланникам отправиться в Китай как можно быстрее для продолжения этого процесса. Я надеюсь, что осуществить эту поездку удастся без особенных задержек. Это помогло бы породить доверие к нынешнему процессу как среди тибетцев, так и среди наших друзей и сподвижников во всём мире — ведь многие из них сохраняют крайний скептицизм относительно готовности Пекина участвовать в процессе подлинного сближения и диалога.
Текущее положение дел в Тибете неудовлетворительно ни для тибетцев, ни для правительства КНР. Индустриальные проекты, которые китайское правительство начало в Тибете, предположительно во благо тибетского народа, оказывают, тем не менее, отрицательное воздействие на тибетскую национальную культуру, религию и язык. В Тибет приезжает всё больше китайских поселенцев, что приводит к маргинализации тибетцев и китаизации тибетской культуры. Тибетцы нуждаются в повышении качества своей жизни, восстановлении хрупкой окружающей среды Тибета и в свободе выбора подходящей для себя модели развития.
Я приветствую освобождение из тюрьмы монахини Пунцог Ньидрол, хотя мы и считаем её наказание несправедливым и продолжаем призывать к освобождению всех тибетских узников совести. Положение с правами человека в Тибете существенно не улучшилось. Нарушения прав человека в Тибете отчетливо направлены на то, чтобы помешать тибетцам как народу претендовать на национальную самобытность и культуру. Эти нарушения — результат политики расовой и культурной дискриминации, а также религиозной нетерпимости.
Когда на этом фоне многие люди, правительства и парламенты в разных странах мира призывают КНР решать тибетский вопрос путём мирных переговоров, это не может не вызывать воодушевления и признательности. В международном сообществе, прежде всего благодаря усилиям Европейского Союза и США, вызревает понимание того, что проблема Тибета — это не только проблема нарушения прав человека, но проблема, имеющая глубокие политические корни, — проблема, которую требуется решать путём переговоров.
Также меня радуют недавние улучшения в отношениях между Индией и Китаем. Я всегда полагал, что лучшее взаимопонимание и отношения между Индией и Китаем, двумя самыми населёнными странами мира, имеют первостепенную важность для мира и стабильности как в Азии, так и во всём мире. Я надеюсь, что улучшение отношений между Индией и Китаем создаст более благоприятную политическую среду и для мирного решения тибетского вопроса. Кроме того, я уверен, что Индия может и должна сыграть важную конструктивную роль в мирном решении тибетского вопроса. Мой «Срединный подход» должен быть приемлемым для Индии политическим решением, так как он рассматривает тибетский вопрос, как вопрос в рамках КНР. Решение этого вопроса при таком подходе также помогло бы Индии уладить многие из её спорных вопросов с Китаем.
Прошло 54 года с создания Китайской Народной Республики. В период Мао Цзе-дуна главный упор делался на идеологию, а во времена Дэн Сяо-пина на экономическом развитии. Его преемник Цзянь Цзе-мин расширил базу компартии, позволив состоятельным людям вступать в неё на основе теории о «Трёх представительствах». В недавнее время Ху Джин-тао и его коллеги сумели провести плавную смену руководства. В последние десятилетия Китай сумел многого достичь. Но были также и недостатки, неудачи в разных областях, включая экономику. Одной из главных причин недостатков и неудач представляется неспособность признавать реальность и действовать в соответствии с настоящей, истинной ситуацией. А для того, чтобы знать реальную и правдивую ситуацию, необходима свобода информации.
Китай проходит период глубоких перемен. Чтобы эти перемены прошли гладко, без хаоса и насилия, важна большая открытость, большая свобода информации и соответствующее осознание происходящего населением. Истину нам следует извлекать из фактов — не-фальсифицированных фактов. Без этого Китай не может надеяться достичь подлинной стабильности. О какой стабильности может идти речь, если факты должны скрываться, а люди не могут высказать, что они думают?
Надеюсь, Китай станет более открытым, а затем и более демократичным. На протяжение многих лет я выступал за то, чтобы эти перемены и преобразования в Китае были плавными и без крупных потрясений. Это в интересах не только Китая, но и всего мирового сообщества.
Усиление Китая как региональной и мировой державы сопровождается озабоченностью, подозрениями и опасениями по поводу его мощи. Проведение Олимпийских игр и Всемирной выставки не поможет развеять эти опасения. Пока Пекин не займётся устранением недостатков в сфере гражданских и политических прав и свобод своих граждан, в особенности меньшинств, Китаю будет трудно убедить мир в том, что он является мирной, ответственной, конструктивной и смотрящей в будущее державой.
Тибетский вопрос для зрелого Китая являет как вызов, с одной стороны, так и возможность, с другой стороны, показать себя как дальновидную глобальную державу, ценящую открытость, свободу, справедливость и истину. Конструктивный и гибкий подход к вопросу о Тибете будет иметь благоприятные последствия в создании политического климата доверия, надёжности и открытости, как внутри страны, так и на международном уровне. Мирное решение тибетского вопроса окажет широкое позитивное влияние на переход и преобразование Китая в современное, открытое и свободное общество. Сейчас для китайского руководства приоткрылась возможность, и чтобы её не упустить необходимо действовать мужественно и дальновидно, с тем, чтобы решить тибетскую проблему раз и навсегда.
Я хотел бы воспользоваться этим случаем, чтобы выразить свою благодарность за постоянную поддержку, которую нам оказывают по всему миру. Также, от имени тибетцев, я хотел бы ещё раз выразить нашу глубочайшую признательность народу и правительству Индии, за их неуклонную, беспрецедентную щедрость и поддержку.
С моими молитвами о благе всех существ,
Далай-лама
10 марта 2004
Источник: Буддизм России (www.BuddhismOfRussia.ru)

 

вернуться назад