Не касаясь весьма сложного вопроса о происхождении Махаяны,
согласимся с наиболее распространенной точкой зрения, что широкое
влияние эта ветвь буддизма приобрела в начале н.э., а Ваджраяна
выделилась в самостоятельную "колесницу" еще позже, хотя ее
элементы прослеживаются уже в палийском каноне. Когда и как
именно появились первые тантры Ваджраяны, мы, наверное, никогда
не узнаем, так как сокровенные учения буддийской йоги хранились в
строгой тайне и само их существование было известно лишь узкому
кругу посвященных. Скептическое отношение к возможности
реконструировать обстоятельства проповеди ранних тантр высказывал
уже в средневековье такой информированный историк буддизма, как
Таранатха; ссылаясь на то, что "вначале эти люди
При этом, как бы мы ни трактовали проблему происхождения
буддийского тантризма2, нельзя оспорить тот
факт, что к концу I тысячелетия н.э. именно Ваджраяна становится
доминирующей формой индийского буддизма, в рамках которой создается
поразительное многообразие систем религиозной практики, памятников литературы
и искусства.
В разные исторические периоды Ваджраяна имела широкое
распространение и на Шри Ланка, и в Индонезии, китайская
Ваджраяна сохранилась в Японии со времен Кукая (Кобо
Тибетские буддисты остались наиболее богатыми наследниками
индийских традиций, сохранив в своем каноне тысячи индийских
текстов в тибетском переводе. Многие тексты Ваджраяны сохранились
только на тибетском языке, индийские оригиналы были утрачены.
Тантры, как и сутры, считаются словом Будды и поэтому включены в
бКа'-гйур, первый из двух отделов тибетского буддийского канона,
причем если сутр здесь насчитывается 352, то число тантрийских
текстов много
Это становится понятным в свете традиционных тибетских
представлений о Ваджраяне как о венце учения Будды. "Святая
"Есть два типа колесниц бодхисаттв: [причинная] колесница уровней
и парамит и плодовая колесница тайной мантры. То есть "колесница
тайной
Подобные перечни названий Ваджраяны имеются у многих авторитетных
авторов, например у Бутона:
"Разные названия
В комментарии Ратнакарашанти "Гирлянда цветов. Объяснение
Гухьясамаджи" поясняется:
"Относительно названия Ваджраяна. Шесть
"Таким
Проблемы интерпретации Ваджраяны достаточно подробно обсуждались
в ряде монографий. Укажем лишь основные особенности этого учения,
выделяемые буддийскими авторитетами. Интересно отметить, что
специфика Ваджраяны была предметом оживленных диспутов еще в
Тибете, и приведенный ниже список "четырех особенностей
Ваджраяны", принятый Бутоном, является далеко не единственным.
Бутон рассматривает специфические характеристики Ваджраяны,
исходя из четверостишия Трипитакамалы в его сочинении "Светильник
трех методов":
"[Ваджраяна] Мудростью и состраданием обладает большим,
предоставляет высшие разновидности метода,
[включая] низкие обыденные методы, и
[цель] достигается на месте, без перехода [в другую жизнь]".11
Бутон поясняет эти четыре особенности следующим образом:
"Первое.
Бодхисаттвы, практикующие парамиту, приступив к практике Даяния и
прочих [парамит], весьма очищаются, благодаря вхождению в
Праджняпарамиту посредством полного очищения "дающего, даваемого
и плода Даяния", однако они включаются [лишь] во внешнее даяние
и, поскольку способности
Бодхисаттвы же, практикующие тайную мантру, видят, что, каким бы
методом они ни выполняли парамиту Даяния и прочие
Те из них, кто, благодаря нерушимости своего намерения и
непрерывности созерцания, кладет конец мыслям, которые следовало
Они же троякую Нравственность, действуя на благо существ, реализуют
...Терпение, ...Усердие, ...Самадхи,
Поэтому их мудрость и
Второе.
"Из множества средств для осуществления
блага всех существ мудрые высшим
считают четвертый способ
рек Учитель существ.
Прочие способы трудны... не все способны практиковать их...
Мантру же легко осуществлять всем. ...Познав, что все
осуществляется через страсть и прочие клеши, постигают
[соответствующего] Владыку их рода.12 Например, при сильном
Таким же образом... держась ваджрного самадхи... поступают с
заблуждением и всеми прочими состояниями психики.
Третье.
"Если кто-то что
обретая и осуществляя желаемое, достигают святой цели."
Ежели некто что-то захочет для себя... то, исполняя это желание, именно этим приятным способом он обретает Пробуждение. <...>
Четвертое.
Поскольку шраваки не знают метода татхаты, их способности малы.
Практикующие [лишь] парамиту ошибаются в методе, поэтому
способности имеют средние. Последователи тайной мантры в целом
безошибочны в методе, поэтому способности имеют острые. По этой
причине они способны заложить основы буддства [в этой жизни] и
мудрым методом даже других существ, что бы они ни совершили,
оградить от попадания [после смерти] в дурные участи.
По этим четырем [особенностям] Мантраяна особенно
возвышенна".13
Существуют и другие перечни достоинств Ваджраяны по сравнению с
Парамитаяной. Например, один из иерархов тибетской школы Сакья,
Сонам цемо (1142-1216) формулировал их следующим образом:
"Есть три специфические особенности "необычной махаяны" (т.е.
тантры, сравнительно с "обычной
Особенностей возвышенного способа, благодаря следованию учению
Махаяны о недвойственности пустоты и сострадания при равном
[отношении] к сансаре и нирване, четыре: (1) благородная
особенность
Такого рода перечней существуют десятки. Мы остановимся еще лишь
на одном из принципов разграничения Махаяны и Ваджраяны в плане
метода, поскольку он уже стал известен в европейской литературе,
а именно: использовании на духовном пути страсти или отказе от
нее. Некоторые привыкли думать, что первое характерно для
Ваджраяны, второе
Его Святейшество Далай-лама XIV справедливо указывает, что "это
мнение неверно, так как и Парамитаяна и Мантраяна применяют
методы продвижения по Пути без оставления желаний, но также в
обеих есть способы продвижения с оставлением желаний. В сутрах
говорится, что как городские отбросы полезны для поля
крестьянина, выращивающего сахарный тростник и знающего, как
использовать навоз, так клеши-аффектанты могут быть полезны на
Пути. Если знать, как использовать аффектанты для блага
...Так и в практике мантры, в соответствии с временем и
ситуацией, бодхисаттвы используют аффектанты. ...Но, если бы для
практики мантры было бы необходимо не оставлять желание и
Наиболее убедительно и отчетливо разграничение Ваджраяны и
Парамитаяны, как кажется, провел Чже Цонкапа, указавший, что
специфика
Оба тела необходимы для реализации состояния Будды, но если
первое из
Все остальные попытки различения этих
Сущность метода буддийской тантры уже рассматривалась рядом
современных исследователей. Не касаясь этого вопроса, выходящего
за рамки наших задач, подведем итоги краткому экскурсу в проблему
места Ваджраяны в системе буддизма Махаяны.
Согласно традиции индо-тибетского буддизма, Махаяна имеет два
равноправных
1 | Taranatha's Geschichte
des Buddhismus in Indien Tib. Text herausgegeben von A.Schiefner. St.Petersburg,
1868. S. 82, ii, 15. Engl. trans. in: D.Snellgrove. Indo-Tibetan Buddhism. Boston:
Shambhala, 1987. P. 122. А.Вэйман предполагает, что период строгой тайны
продолжался вплоть до восьмого века н.э., когда появились первые подписанные
комментарии на тантры (Wayman. A. Yoga of the Guhyasamajatantra. Samuel
Weiser, Inc., New York, 1980. P. 53), но нельзя забывать, что нам все-таки
известно начало "земной" истории целого ряда важных тантр, которые были "принесены"
из разных чистых земель, таких как Удияна или Шамбала, известными историческими
личностями. Таранатха, например, напоминает, что "Шри Сараха принес Буддакапала-тантру
|
2 | Множество разнообразных
суждений по этому поводу может быть сведено к двум основным позициям. Суть первой
состоит в том, что древние тантрийские культы Индии были преобразованы и переосмыслены
для целей буддизма; вторая же претендует на самостоятельность, независимость
и даже приоритет буддийского тантризма. Первая из этих точек зрения в последнее
время наиболее обстоятельно была обоснована Д. Снеллгровом (Indo-Tibetan
Buddhism. P. 117 etc), вторую же страстно проповедует не менее выдающийся
исследователь и адепт Ваджраяны Г.Гюнтер (см., например: Guenther Herbert V.
The Tantric View of Life. Berkeley and London: Shambhala. 1972. P. 1-3,
ff.; Idem. Vajrayana Buddhism and Modern |
3 | Д.Снеллгров отмечает, что в Кагьюре имеется всего 22 тома тантр, т.е. 1/5 всего объема текстов, в Тэнгьюре доля этого раздела уже существенно увеличивается, захватывая 86 томов из 223. См. Snellgrove D. The Hevajra Tantra: A Critical Study. L.: Oxford Univ. Press. 1959, Part I. P. 4. |
4 | Bu-ston Rin-chen-grub.
bDe-mchog sbyi rnam don gsal zhes bya ba// The collected Works of Bu-ston/ Ed.
by L. Chandra. New Delhi, 1966. Part. 6 (CHA). f. Ib. (Sata-Pitaka Series; Vol. 46)
Мнение Бутона и многих других авторов о превосходстве Ваджраяны обычно опирается
на популярную цитату из "Найятраяпрадипы" Трипитакамалы (N 3707):
"Особо превосходна |
5 | Tsong-kha-pa. The Great Exposition of Secret Mantra /Tr. and ed. by j. Hopkins as "Tantra in Tibet". Introd. by Dalai Lama. London: George Allen & Unwin, 1977. P. 105. |
6 | Sraddhakaravarman. Yoganuttaratantrarthavatarasamgraha. (No 3713). |
7 | Bu-ston Rin-chen grub. bDe-mchog... F. 15a. D.Snellgrove (Indo-Tibetan Buddhism. P. 130) считает, что термин Ваджраяна в этом ряду синонимов является итоговым термином, характеризующим именно зрелую форму буддийского тантризма, однако текстуально свою точку зрения он не подтверждает. |
8 | Цит. по: Bu-ston& Op cit., f. 15а. |
9 | Kusumanjariguhyasamajanibandha (No 1851). См.: Tsong-kha-pa. The Great Exposition... P. 108. |
10 | Там же. |
11 | Nayatrayapradipa (No 3707). См.: Bu-ston Rin-chen-grub. Op. cit. F. 3a. |
12 | О термине "Владыка рода" см., например: Lessing F.D. & Wayman A. Introduction to the Buddhist Tantric Systems. Delhi: Motilal Banarsidass. 1978. P. 103 ff. |
13 | Bu-ston Rin-chen-grub. Op. cit. F. 1b-4b (2-8). |
14 | gNas lnga rig pa'i pandita chen po zhes yongs su grags pa'i slob dpon rin po che bSod rnams rtse mo'i gsung rab glegs bum dang po las rgyud sde spyi rnam par gzhag pa bzhugs so (Sa-skya bka'-'bum; Vol. GA), P. 5b ff. (Тибетский фонд ЛФ ИВ АН СССР, Инв. N В 7536). |
15 | Conze. E. Der Buddhismus. Stuttgart, 1977. S. 168. |
16 | Tsong-kha-pa. Op. cit. Introd. P. 72-74. |
17 | Tsong-ka-pa. Op. cit. P. 105. Обычно говорят о "трех телах Будды": 1) Тело |
Copyright © Буддизм России 2004. Все права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru