Для того, чтобы ориентироваться в десятках тысяч тантрийских
текстов, созданных за время существования Ваджраяны, совершенно
необходима та или иная классификация. Нужда в классификации
возникла, по-видимому, довольно
Великий тибетский ученый Бутон Ринчендуб (1290-1364), завершивший
гигантскую работу по комплектованию тибетского буддийского
канона, включил в него большое количество тантрийских текстов
(хотя далеко не все имеющиеся), зафиксировав, таким образом,
общее признание, что они являются "словом Будды", как и сутры,
классифицируемые обычно по "трем поворотам колеса Учения".
В более популярных сочинениях, таких, например, как
Падма Танйиг1, добавляется упоминание о
"4-м повороте колеса учения", во время которого были проповеданы так
называемые "внешние тантры". Эта идея, однако, не получила распространения,
и обычно миф о появлении каждой тантры вводится отдельно в корпус текстов
данного тантрийского цикла. Д.Снеллгров обращает внимание на тот
примечательный факт, что в своей "Истории буддизма" Бутон
ограничивается повествованием о проповеди сутр, опуская привычные
традиционные рассказы об обстоятельствах появления тантр, что, по
мнению Д.Снеллгрова, "предполагает, что тантры никогда
не были формально включены в какую-либо индийскую группировку буддийского
канона".2
Не совсем ясно, что именно Д.Снеллгров подразумевает под словом
"формально", так как авторитетные индийские представления о месте
тантр в буддийском каноне достаточно хорошо известны. Так,
например, Шантипа считал, что "собрание [текстов] глубокого
смысла, [т.е.
Тибетские учителя учитывали мнение своих индийских
предшественников. Бу-стон помещает тантры в раздел сутр канона,
но не смешивает оба собрания текстов. Чже Цонкапа приходит к
выводу, что позиции Ратнакарашанти, присоединявшего тантры к
сутрам, и Абхаякары одинаково обоснованны. Далай лама XIV считает
возможными все три варианта, хотя и склоняется к мнению Бу-стона:
"Тантры могут рассматриваться как четвертый раздел канона, помимо
трех разделов... или же могут включаться в эти три раздела.
Однако есть веские основания рассматривать их в пределах отдела
проповедей (т.е.
Внутренние классификации "питаки видьядхар" также появились еще в
Индии. В качестве одной из простейших можно указать троичную
классификацию, содержащуюся в Комментарии на Тантру ваджрного
нектара:
"Все
Эта же классификация встречается у ачарьи Буддхагухьи и некоторых
других авторов, указывавших, что третий разряд тантр именуется
Йога-тантры.
В тантре Компендиум [ваджрных] знаний (N 447) предлагается
пятиричная классификация тантр. Отличие этой системы от
предыдущей, по мнению Бутона, состоит в том, что класс Тантр
действия разделен на две категории: на тантры, нацеленные
преимущественно на обретение обычных или высших сиддхи. Класс
Йога-тантр также разделен на тантры Йоги и Высшей йоги
(ануттара-йоги) или же на тантры внешней и внутренней йоги.
Несколько иная, пятеричная, классификация в тантре Океан
даков, у ачарьи Шантипы и в традиции Калачакра-тантры, где говорится о
тантрах "улыбки", "взгляда", "касания грудей", "держания рукой",
"соития двоих"7. В отношении этого разделения
Бутон ссылается на ачарью Абхъясу, пояснявшего, что пять категорий возникает
в том случае, если высший из четырех классов
Наставник Луипа выделял шесть типов тантр: тантры Ритуалов
(калпа), Действия (крия), Исполнения (чарья), Йоги, Тайной йоги,
Совершенно тайной йоги. Первая из этих категорий, указывает
Бутон, включает тексты, подробно описывающие детали проведения
различных ритуалов, например при изготовлении лекарств и т.д., и
в основном не выходит за рамки Крия-тантр. Последняя же категория
возникает за счет выделения в самостоятельный разряд "материнских
тантр" Махайоги.
Класс Ритуалов (калпа) имеется также и в семеричной
классификации Чжово Атиши, содержащейся в его автокомментарии на "Светильник
на пути пробуждения"8. Седьмой класс в системе
Атиши появляется за счет обособления так называемых "Двойных" (убхая) тантр,
относящихся, по мнению Бутона, к разрядам Чарья- и Йога-тантр одновременно.
Цонкапа, поясняя термин "двойные", указывает, что
он употреблялся уже в таких текстах, как "Тантра украшения
ваджрной сущности" и "Пословный комментарий на
Вайрочана-абхисамбодхи" Буддхагухьи, и смысл его состоит в том,
что в тантрах данного типа одинаково употребляются и внешние
действия и внутренняя йога.9
Все вышеупомянутые классификации тантр не получили значительного
распространения в Тибете, поскольку поддавались более или менее
убедительной редукции к господствующей четверичной классификации,
принятой Бутоном в его редакции канона. О классификации Бутона мы
будем говорить более подробно, но вначале остановимся на
единственной системе классификации, оказавшейся
конкурентноспособной по отношению к четверичной и сохранившейся
до настоящего времени в старейшей школе тибетского
В системе Ньингма выделяют шесть типов тантр:
1) Крия. В эту категорию входят различного рода ритуалы,
очистительные омовения, подношения божествам и прочие действия,
предназначенные для очищения тела, речи и ума от "трех
ядов".10 В процессе медитации божества
предстают как реально существующие, и отношение йогина к ним уподобляется
отношению простолюдина к царю. Время, требующееся для достижения
2) Упайога. Сюда так же, как и в предыдущий разряд, входят
предварительные ритуалы, однако лейтмотивом медитации является
совпадение двух
3) Йога. Уже в предварительных ритуалах осуществляется
объединение внешних и мысленных действий. Медитация проходит в
устремленности к абсолютной истине, божества визуализируются либо
перед йогином, либо он мысленно преображает в божество себя
самого, созерцая соответствующую мандалу и актуализируя "пять
мудростей"11 на благо всех существ. Начиная
с третьей жизни после начала практики, возможно рождение в "чистой земле"
Акаништха.
Данные три класса тантр ассоциируются с процессами очищения тела,
речи и ума, а результатом практики считается обретение "тела
блаженства".
4) Махайога. Здесь вводится новая система инициаций, мандала из
цветных порошков заменяется текстом, цветовые символы божеств
5) Ануйога. Этот тип тантр подразделяется далее на два класса:
"отцовские" и "материнские" тантры. Вводятся два высших типа посвящений: "тайное
(с.: гухья-абхишека; т.: гсанг дбанг)" и посвящение "мудростью (с.: праджня;
т.: шес-раб)", связанные уже не с внешними мандалами, а с мандалой тела. Сущностью
медитативного процесса становится созерцание Ясного света. В момент смерти обретается
"тело великого блаженства".12
6) Атийога (тиб.: дзогчен).13
Посвящение происходит в мандале мысли, понимаемой как единство
блаженства-пустоты. Медитативная практика полностью проходит за рамками
дискурсивного мышления. Все загрязнения считаются изначально очищенными.
Уже в этой жизни достигается "тело бытия".
По мнению Д.Снеллгрова, "...в распределении тантр по
вышеуказанным группам много искусственности, и многие из них не
укладываются на отведенные им места..." В этой связи английский
исследователь делает предположение, что данная классификация
тантр специально подогнана для подразделения всей системы
буддийской практики на девять ступеней, аналогичных девяти
ступеням практики в традиционной тибетской религии Бон14.
Снеллгров иллюстрирует свою мысль следующей схемой:
Буддизм | Бон | |
1. Шравака-яна | 1. Чива-шен тхег-па (Путь прорицаний) | |
2. Пратьекабуддха-яна | 2. Нанг-шен тхег-па (Путь экзорсизма) | |
3. Бодхисаттва-яна | 3. Трул-шен тхег-па (Путь обуздания) | |
4. Крия-йога | 4. Ти-шен тхег-па (Путь бардо) | |
5. Упа-йога | 5. Ге-шен тхег-па (Путь мирян) | |
6. Йога | 6. Дран-срон тхег-па (Путь монахов) | |
7. Маха-йога | 7. А-кар тхег-па (Путь белого А) | |
8. Ану-йога | 8. Йе-шен тхег-па (Путь высшего Шен) | |
9. Ати-йога (Дзогчен) | 9. Ла-мед тхег-па (Высший |
Поясняя этот параллелизм, Д.Снеллгров отмечает, что
две первые из буддийских "колесниц", соответствующие
Хинаяне15, не практиковались в Тибете.
По его мнению, они могут быть соотнесены с первыми четырьмя "колесницами"
бонской классификации, отражающими народные верования тибетцев.
Бодхисаттва-яна соответствует пп. 5 и 6 бонской классификации, в то
время как пп. 5 и 6 буддийской схемы, согласно Снеллгрову, не находят
соответствия в бон. Представляется возможным, однако, усмотреть
некоторые параллели между их ритуалистикой и первыми четырьмя
разрядами бонских "путей".
Йога и Махайога сопоставимы с Путем белого А, поскольку в обеих
доктринах главное место отводится визуализационной практике
мандалы.
Ануйога и Путь высшего Шен близки, как считает Д.Снеллгров,
использованием сексуальных практик, а Дзогчен в обеих системах
описывается в сходных терминах и, более того, некоторыми авторами
рассматривается как одна и та же высочайшая ступень йоги, к
которой буддисты и бонцы подходят несколько разными путями. Также
можно отметить, что иногда Дзогчен противопоставляется вообще
всей системе тантрийской теории и практики как принципиально
иной метод самореализации. Эта точка зрения, однако, не слишком
распространена.
Бутон Ринчендуб в процессе составления и издания тибетского
буддийского канона предпочел в качестве методической основы четверичную
классификацию тантрийских текстов, по-видимому более удобную для его целей.
В процессе обоснования своего выбора он
создал целых три сочинения по классификации тантр, в которых и
пришел к выводу, что наиболее удобно разделение ваджраянских
текстов на четыре группы, а
"Исходя из теории [Ватсипутриев и Апарантака-] Вайбхашиков, что
внешние объекты реальны... джнянасаттва призывается в картину,
стоящую перед [йогином]. В сердце джнянасаттвы устанавливаются
четки мантр, после чего, начитывая мантры, с омовением и
ритуальным очищением [йогин] получает сиддхи [от божества], как
слуга от господина. Таковы Крия-тантры.
Исходя из теории [Кашмирских вайбхашиков и] Саутрантиков, что...
постигающий субъект и постигаемый объект существуют
Исходя из теории Йогачаров [-пратьекабудд], что, хотя внешние
сущности и нереальны, интроспекция реальна и без пары
Исходя из теории мадхъямиков, принимающих
пару постигающего и постигаемого в относительном смысле, [йогин]
порождает самаясаттву и втягивает джнянасаттву, но в связи
с отрицанием
Хотя попытка соотнести четыре класса тантр с четырьмя основными
школами буддийской философии и выглядит соблазнительной (а Сонам
Цемо, как и впоследствии Бутон, упоминают, что такого рода
отождествление связывается с именем Нагарджуны), все же основные
тибетские авторитеты отказывают этой идее в истинности.
"Это мнение
"Неправильно утверждать, что так думали Нагарджуна и
"Эти
Причем критикуется рассматриваемый пассаж с разных сторон:
неверным признается и описание практики с самая- и
джняна-саттвами, неверным считается и соотнесение двух первых
классов тантр с философскими школами Хинаяны.
Наиболее подходящим основанием для членения тантр на четыре
группы принято в Тибете считать характер желаний, используемых в
практике. Бутон называет это "делением по четырем родам
сладострастия" и объясняет его с помощью цитаты из Сампута-тантры
(N 381), хорошо известной и по многим другим источникам:
"Улыбка, взгляд, рукой касанье
и двух
раздела тантры
по обычаю червей"21
Это перефраз цитаты из "Сокровищницы Абхидхармы" Васубандху, где говорилось:
"Двух соитьем, рук касаньем,
смехом, взглядом сочетанье".22
В Автокомментарии Васубандху пояснял, что речь здесь
идет о том, что на разных уровнях Сферы желаний соитие осуществляется разными
способами: ниже "Неба
Для исправления дефектов психики, возникших в связи с веселым
смехом, достаточным противоядием является улыбка. Боги и богини
соединяются, улыбаясь друг другу, и практикуют, таким образом,
путь высшего блаженства Чарья-тантр.
Достаточным противоядием от дефектов психики, возникших в связи с
хватанием руками, является практика Йога-тантр, когда боги и
богини, живущие в небе Тушита, трогают друг друга, практикуя путь
особого блаженства.
Ниже неба 33-х, для корректировки дефектов психики,
связанных с соитием, боги и богини исправляют свои ошибки, совокупляясь друг
с другом путем вместерожденного блаженства Махайога-тантр".24
Апеллируя к этому примеру, Цонкапа подчеркивал, что он является
лишь иллюстрацией и вовсе не подразумевает, что именно божества
являются основными практикантами соответственных тантр.
Снеллгров выказывает удивление, что Цонкапа оказывается
сторонником столь "странной теории" классификации тантр и
подвергает критике ее источниковедческую основу, исходя из
предпосылки, что исходная цитата неправомерно взята из
Хеваджра-тантры, где она соотносилась не с четырьмя видами тантр,
а с "четырьмя блаженствами" и "четырьмя посвящениями".25
Поскольку цитата возводится Бутоном не к Хеваджра-тантре, а к
более ранним текстам и связывается в его интерпретации также и с
"четырьмя блаженствами", надо признать, что Снеллгров в данном случае
не прав. Но следует согласиться с ним в
Бутон приводит еще целый ряд подходов к обоснованию четверичного
разделения тантр:
"По четырем кастам людей.
Люди из касты брахманов склонны к верованиям о достижении
Освобождения лицами благородного происхождения с помощью
ритуалов. Они с радостью предаются аскезе, ритуальным омовениям и
Люди из купеческого рода (т.е.
Люди царского рода
Простолюдины
Бутон не высказывает своего отношения к данной классификации,
однако Чже Цонкапа, упоминая о ней, добавляет, что это мнение,
отталкивающееся от комментария Аламакалаши к тантре Ваджрамала,
совершенно поверхностно и не имеет отношения к реальности. Для
нас оно, тем не менее, представляет интерес как первый пример
внешнего нарочитого принижения сторонников тантр высшей йоги.
Далее мы проследим развитие данной идеи.
Классификация по четырем типам аффектантов (с.: клеша, т.: nyon-mоngs)
Вообще, как уже говорилось, в буддизме выделяются три коренных
Здесь опять адепты Ануттарайоги показаны как наиболее погрязшие в
сансаре люди. Тем эффективнее должны быть методы йоги, которые
позволяют самым греховным личностям быстрее всех достичь
совершенства, подразумевают такого рода утверждения.
При разработке рассматриваемой классификации в
"Высшем светоче" добавляется пятый класс "Йогини-тантр" для тех, у кого
"сильнейшие из сильнейших аффектантов"30. Обычно
же Йогини-тантры рассматриваются как подкласс Ануттарайога-тантр.
Классификация по способностям
"Личности с низшими способностями, малым
Классификация "по отпечаткам (санскр.: васанам) четырех
обстоятельств-состояний"
Этот способ деления тантр исходит из того места Калачакра-тантры,
где говорится о соответствии четырех ликов йидама Калачакры
четырем типам тантр: "левый лик
Калачакра-тантра стоит несколько особняком от других тантрийских
традиций буддизма и отличается своеобразием многих аспектов
теории и практики. Одним из первых отличий ее можно считать
отличие терминологии, в которую вошло довольно много понятий,
традиционно использовавшихся только индуистами. В
частности, вышеприведенная система классификации тантр опирается на очень
древнюю доктрину Упанишад о четырех состояниях психики, четвертое
из которых наивысшее, синтезирует в себе три
первых.32
Классификация "по времени"
Это чисто условное деление тантр, как говорит Бу-стон, может
пониматься двояко: деление по времени суток, в которое занимаются
медитацией, или деление по временным эпохам. Первый вариант
обосновывается цитатой из базового комментария Калачакры-
"Здесь медитация в первую
медитация в третью
медитация в пятую
и медитация в седьмую
Таковы четыре разряда тантр".33
Второй вариант временного деления исходит из традиционной
индийской мифемы о четырех эпохах (югах) мировой истории. Бутон
поясняет, что Крия-тантры предназначены для "совершенной"
Пересказывая разнообразные концепции классификации тантр, Бутон
не рассматривает их критическим взором, стремясь лишь показать,
что принятое им членение тантр на четыре класса разные авторитеты
объясняли по-разному, но, тем не менее, использовали именно
четверичное деление. Более краткие и более пространные
классификации Бутон считает всегда возможным редуцировать к
основным четырем классам тантр. Именно эта четверичная
классификация, на основе которой Бутон распределил при
редактировании канона тысячи тантрийских текстов, и легла в
основу дальнейшего развития литературы Ваджраяны в Тибете.
Хотя эта классификация и не осталась
В заключение резюмируем четверичную классификацию в общем виде
словами Кхедруб-рдже, непосредственного ученика Цонкапы:
"Итак, есть два метода в четырех отделах тантр,
Крия-тантра была поведана для учеников, склонных к
внешним действиям, в то время как Чарья-тантра была изложена для
обуздания учеников, склонных в равной мере как к внешним
действиям, так и к внутренней йоге. Йога-тантра, в отличие от
этих двух, была поведана для обуздания учеников, склонных к йоге
внутреннего самадхи, а Ануттарайога-тантры несравненны для обуздания
учеников, склонных к внутренней йоге".37
1 | Toussaint G.C. Le Dict de Padma (Padma thang-yig). Paris, 1933. Р. 124-125. |
2 | Snellgrove. D. Op. cit., P. 119. |
3 | Bu-ston Rin-chen-grub. BDe-mchog sbyi rnam don gsal zhes bya ba. //The collected Works of Bu-ston /Ed. by L.Chandra. New Delhi, 1966. Part 6 (CHA). F. 2b(3). |
4 | Buddhaguhya.
Subahuparipricchanamatantrapindartha (No 3713) P 4536. Vol.nbsp;81.
|
5 | Introd. to Tsong-kha-pa. The Great Exposition... P. 51-52. |
6 | Vajramrta-tantra-tika. Цит. по: Bu-ston. BDe-mchod... F. 27. |
7 | Bu-ston. BDe-mchod... F. 27, 28. |
8 | Dipamkarasrijnana.
Bodhimargapradipa-panjika-nama (No 3947). F. 287a ff. Engl. tr.: Atisa.
A Lamp for the Path and Commentary /Tr. by R.Sherburne, S.J. London:
George Allen & Unwin Ltd. (The Wisdom of Tibet |
9 | Tsong-ka-pa. The Great Exposition... P. 164. |
10 | То есть похоти, гнева и неведения. Объяснение классов тантр Ньингма дается по работе Дж.Туччи: Tucci G. The Religions of Tibet. London: Routledge & Kegan Paul, 1980. P. 77-82. |
11 | О "пяти мудростях" см., напр., Дандарон Б.Д. Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ. //Труды по востоковедению. N 22. Тарту, 1973. С. 472-476. (Учен. записки Тартуского гос. ун-та; Вып. 313) |
12 | Дж.Гопкинс объясняет этот
термин традиции Ньингма следующим образом: "Тело великого |
13 | Первые специальные работы об этой форме буддизма стали известны, как кажется, лишь в прошлом десятилетии. См., напр.: Guenther Herbert V. Matrix of Mystery. Scientific and Humanistic Aspects of rDzogs-chen Thought. Shambhala, 1984. |
14 | См.: Snellgrove D. The Nine Ways of Bon. London: Oxford Univ. Press, 1967. |
15 | См.: Snellgrove D.
Indo-Tibetan Buddhism. Vol. 2. P. 407. Данное утверждение
Д. Снеллгрова, однако, противоречит индо-тибетской традиции буддизма,
согласно которой шраваки и пратьекабудды понимаются не как представители
Хинаяны, но как типы практикующих, имеющиеся также и среди сторонников
махаянских школ См. также: Tsong-kha-pa. Op. cit. P. 205. Д.Снеллгров в данном случае придерживается интерпретации, сохраняющейся, по-видимому, исключительно в школе Ньинг-ма. См., напр.: Jig-me Ling-pа. Long-chen Nying-thig Ngon-dro // The Dzogchen Innermost Essence Preliminary Practice /Tr. with comm. by Tulku Thondup. Ed. by Brian Beresford. Library of Tibetan Works & Archives, 1982, P. 82-99. |
16 | bSod-rnams rtse-mo. Op. cit. F. 89b ff.; Bu-ston. rGyud sde spyi rnam bzhad bsdus pa rgyud rin po che'i gter sgo 'byed pa'i lde mig //Collected Works. Part 14 (PHA) / Ed. by L.Chandra. New Delhi, 1969. F. 89b ff.?? |
17 | Engl. tr.: Lessing F., Wayman A. Introduction to the Buddhist Tantric Systems. P. 2. Cр. Tsong-kha-pa. Op. cit. P. 204-205. |
18 | Tsong-ka-pa. Op. cit. P. 155. |
19 | bLo-bzang chos-kyi rgyal-mtshan (1569-1662). bsTan pa spyi dang rgyud sde bzhi'i rnam par gzhag pa'i zin bris //Collected Works /Ed. by Gurudeva. New Delhi, 1973. Vol. 4. F. 17b. |
20 | Pad-ma dkar-po. rGyud sde spyi'i rnam gzhag mkhas pa'i yid phrog // Collected Works /Ed. by Kargyud Sungrab Nyamso Khang. Darjeeling, 1974. Vol. 11. F. 16a. Цит. по: Tsong-ka-pa. Op. cit. P. 206. |
21 | Samputanamamahatantra
(No. 381). Цит. по: Bu-ston. Op. cit. F. 14(7b). Цонкапа, объясняя
выражение "по обычаю червей", цитирует комментарий Вирьяваджры к
Сампута-тантре: "По обычаю |
22 | Vasubandhu. Abhidharmakosakarika. (No. 4089) 3.69. |
23 | См.: Васубандху.
Абхидхармакоша. Близкий к тексту перевод... подготовка тибетского текста,
примечаний и таблиц Б.В.Семичова и М.Г.Брянского. Глава 3. Улан-Удэ, 1980.
Тиб. текст с. 200-201. Названия "небес" буддийского |
24 | Bu-ston. Op. cit. F. 15-17. Бутон чередует термины Махайога и Ануттарайога как синонимы, не проводя между ними какого-либо разграничения. Важно отметить также, что свое объяснение Бутон скрепляет аллюзией к тантрийской медитации "плодового" уровня сампанна-крама, когда движение бодхичитты по четырем чакрам фиксируется терминами, которые Бу-стон никак не мог использовать случайно: "блаженство, высшее блаженство, особое блаженство, вместе рожденное блаженство". Эта ненавязчивая параллель заметно углубляет интерпретацию Бу-стона, пронизывая ее ощущением целостности всей структуры тантрийского медитативного опыта. |
25 | Snellgrove D. The Hevajra tantra... P. 235. |
26 | Hevajra tantra, I.i.30. |
27 | То есть удовольствиям пяти органов чувств, сопоставляемым с пятью "стихиями" и т.д. Подробнее см., напр.: Douglas N., Slinger P. Sexual Secrets. New York: Destiny Books, 1979. P. 120-121; Beyer. S. The Cult of Tara. Univ. of California Press, 1978. P. 157, ff. |
28 | См., напр.: Beyer S. Op. cit. P. 158-159. |
29 | Bu-ston. Op. cit. Fs. 16-17. |
30 | Rab tu sgron gsal (?). См.: Bu-ston. F. 17. |
31 | Ibid. P. 18. |
32 | "...Первая Вторая Когда спящий не имеет никаких желаний, не видит никаких Полагают, что четвертая пада [такова]: она не познание, [направленное] на внутреннее; она не познание, [направленное] вовне; она не познание, [направленное] на то и другое; она не сгусток познания; она не познание и не не-познание. Она невидима, неизреченна, неуловима..." (Мандукья-упанишада /Перевод М.Хельзиг. //Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 246-247) Об интерпретации метода рассмотрения четвертой пады см.: Терентьев А.А. К интерпретации логико-методологических схем индийской религиозной философии. //Философские вопросы буддизма. Новосибирск: Наука, 1984. С. 59-72. |
33 | Цит. по: Bu-ston. Op. cit. F. 18. Как видно из приведенной цитаты, в системе Калачакры используется несколько измененная маркировка классов тантр. |
34 | Об "эпохах" индийской мифологии см., напр.: Лысенко В. "Философия природы" в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986. С. 115-116. |
35 | О примере 6-ричной
классификации тантрийского отдела Кагьюра сообщает Р.О.Майзецаль,
проанализировавший хранящийся в Берлине рукописный каталог неизвестного
105-томного издания Кенгьюра, датируемого концом XVII века. (Ранее данный
каталог ошибочно приписывался хранящемуся в Берлине рукописному изданию
Каталог именуется bDe bar gshegs pa'i gsung rab rin po che'i dkar chags bsTan pa rgyas pa'i nyi 'od zhes bya ba и в нем перечисляются следующие шесть классов тантр:
1. rNal 'byor chen bla na med pa'i rgyud (Anuttara-mahayoga
Первые 4 класса тантр совпадают со схемой Бутона; в пятый класс
выделены тантры первой волны распространения буддизма в Тибете,
т.е. тантры Ньингма; в |
36 | Wayman A. Analysis of the Tantric Section of the Kanjur correlated to Tanjur Exegesis //Indo-Asian Studies. Part I (New Delhi, 1963). P. 118-125; Tucci J. Tibetan Painted Scrolls. Roma, 1949. Vol. I, Note 276 (Page 261-263). |
37 | Lessing F, Wayman A. Op. cit. P. 218, cf. Tsong-ka-pa. Op. cit. P. 162-164. |
Copyright © Буддизм России 2004. Все права защищены. www.BuddhismOfRussia.ru